Array ( [SHOW] => Array ( [DESKTOP] => 1 [FIXED] => [MOBILE] => 1 ) [ADVANCED] => 1 [VALUES] => Array ( [226] => Array ( [ID] => 226 [NAME] => Магазин [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4 [EMAIL] => INFO@TS035.RU [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50 [VALUE] => +78202302050 ) [SCHEDULE] => ) ) [SELECTED] => Array ( [ID] => 246 [NAME] => Магазин Вологда [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83 [EMAIL] => info@ts035.ru [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40 [VALUE] => +78172754040 ) [SCHEDULE] => ) )
Мы привыкли работать с восьми до пяти с двумя выходными и переносами по праздникам. А как себя чувствуют люди, которые месяцами не бывают дома?
Журналисты портала Vitebsk.biz попросили дальнобойщиков рассказать о плюсах и минусах своей работы и о том, как устроена их жизнь в пути.
«Первое время было легче»Муж Натальи Лавринович Николай работает дальнобойщиком уже около семи лет. Наталья помнит, что тогда не отнеслась к решению супруга серьёзно:
—Он учился, сдавал экзамены, оформлял какие-то документы, а я до последнего думала, что ничего из этого не выйдет. А муж не только сам получил права, но и меня заставил, хоть я и не горела желанием водить. А перед отъездом купил машину, чтобы нам с сыном легче было обходиться без него. Обо всём позаботился. Знал, что я не могу жить без любимой дачи, леса, грибов и ягод.
Наталья призналась, что первое время ей было проще оставаться без мужа. Меньше хлопот с той же готовкой. Можно отдохнуть друг от друга, соскучиться. Но с каждым годом расставания даются ей всё труднее. Женщина уговаривает мужа возвращаться домой:
—Сын учится в 11-м классе. Когда он поступит, я останусь совсем одна. Это будет невыносимо. Надеюсь, что это последний год нашей с мужем разлуки. Хотя он всё время говорит, что проводит с семьёй не меньше времени, чем другие супруги и отцы. Ведь после работы и всех важных домашних дел у всех не очень много времени остаётся на простое общение. А он, мол, приезжает сразу на пять недель. Возможно, так и есть. Я тогда могу и отпуск за свой счёт взять, чтобы попутешествовать вместе. Вообще, личные отношения у нас не только не испортились из-за его работы, но, наоборот, стали гораздо лучше. Мы бережно относимся друг к другу, понимаем, что ещё несколько дней — и разлука. И вообще, Коля очень заботливый муж и отец. Он ведь поэтому и пошёл в дальнобойщики, чтобы мы с сыном ни в чём не нуждались. Постоянно говорит мне, чтобы бросала своё учительство. Но как можно? Он там буквально живёт в машине, а я буду отдыхать? Не могу себе позволить такого. Да и потом, свои деньги — это свои.
Наталья рассказала, что муж выходит на связь по несколько раз в день. Если бы не её работа, то и чаще созванивались бы. Но всё равно женщина хочет, чтобы любимый человек был рядом.
«В основном ты видишь заправки, дороги, склады и порты»Ром Шкиндер — дальнобойщик с пятилетним стажем. Некоторое время работал в белорусской фирме, последние пару лет трудится в литовской. Перевозит самые разнообразные грузы. Чаще всего — в пределах Франции, Бельгии, Нидерландов и Германии. Как правило, два месяца мужчина проводит в дороге, один — дома. Тут его ждёт семья, жена и дети. Ради них Ром и пошёл в дальнобойщики: не смог найти денежную работу рядом с домом.
—Это сложно, и не у всех получается. У меня проходили стажировку несколько человек, и ни один из них не остался в профессии. В то же время знаю дальнобойщика, которому до пенсии осталось полтора года. И таких много, кто большую часть жизни — за баранкой. Каждому — своё, — уверен Ром Шкиндер. —
В Европе самое главное — соблюдать режим труда и отдыха, иначе можно влететь на серьёзные штрафы.
В среднем мы работаем по 15 часов в сутки, 9 из которых — езда, два раза в неделю — 10. Через определённое время нужно делать перерывы. И всё это очень строго. Я уже пять лет езжу, кто-то 15, и мы до конца не знаем всех нюансов этой системы. Что там куда плюсуется, от чего отнимается. Так что риск получить штраф всегда есть. Опять же с выходными, если выпадают двухсуточные, фирма требует, чтобы мы останавливались в отелях. Это лишние расходы. Да и потом, до них ещё попробуй добраться: ты же не припаркуешься у дверей гостиницы. Нам проще в машине ночевать — привыкли.
Ром говорит, что кабины европейских фур меньше американских, но и тут есть удобное спальное место — «спальник», небольшой холодильник. Дальше уже каждый водитель оборудует свой дом на колёсах по своему усмотрению.
—На 2,5 квадратных метрах у тебя и спальня, и столовая, и кухня. Приспосабливаемся, как можем. У всех есть плитки с газовыми баллонами, которые можно пополнять на заправках. Из дома берём макароны, крупы, но тут всё можно купить в магазинах. Правда, тушёнка в Европе — не очень. А нашу через границу перевозить нельзя, как и молочные продукты и даже овощи. Можно только рыбные консервы. Когда мы с ребятами останавливаемся на выходной, готовим вместе. Есть у нас парень, который и драники с мясом, и борщ, и салат с говядиной, и лагман — чего только ни приготовит!
«Домой Ром без гостинцев не возвращается».
Спиртное, шоколад, конфеты, кофе, стиральный порошок — всё выбирает на акциях. Что-то выходит и дороже, чем у нас, но зато качество выше. Мужчина признался, что как только появится возможность работать на родине, он, не задумываясь, оставит «дальнобой».
—Физически трудной эту работу не назовёшь, наоборот, я страдаю от того, что мало двигаюсь. Дома я много работаю, занимаюсь строительством дома, помогаю маме в деревне. В дороге как раз физического труда и не хватает. Я понимаю, что это вредно для здоровья, — говорит Ром. — Поначалу мне было интересно посмотреть Европу. Но оказалось, что в основном ты видишь заправки, дороги, склады и порты. Хотя некоторые умудряются верхушку Эйфелевой башни в окно разглядеть. Конечно, иногда в выходной удаётся по городу погулять. Но если б с семьёй…
Ром рассказал, что
70–80 процентов русскоязычных дальнобойщиков английского не знают. Иногда это проблема.
Не всё удаётся объяснить на пальцах. Это отпугивает многих потенциальных работников. Если груз ценный, во время остановки машину могут обокрасть. Воры пускают в кабину газ, чтобы усыпить водителя, режут тенты и выносят содержимое фуры. В основном этим занимаются эмигранты, которые не хотят работать, рассказал Ром. С ним такого не случалась, но коллеги делятся негативным опытом.
Сейчас Ром дома, но через две недели ему предстоит отправиться в рейс.
«За романтикой сюда не идут»Александра Ковалёва мы застали в дороге: сейчас он находится в Литве. Водитель-дальнобойщик рассказал, что уже 8 лет в профессии. А скольких обучил этому делу, так и не сосчитает.
— Раньше я работал в такси, у меня был свой небольшой бизнес, восемь машин. Дела шли неплохо. Но с появлением «Яндекс-такси» пришлось закрываться. Решил уйти в дальнобойщики. Как и все, просто хотел нормально зарабатывать. За романтикой сюда не идут, — отметил Александр. — Хотя мне реально нравится эта работа. До сих пор помню свой первый рейс: улыбка до ушей, настроение прекрасное, еду на 17-метровой фуре с грузом 40 тонн в Голландию. Последнее время вожу только алкоголь. Три месяца работаю, месяц–полтора — дома. Можно и на дольше задержаться, но никто, как правило, не сидит. Всем нужны деньги.
Александр знает, ради чего он преодолевает 700–800 километров в сутки. Да, он месяцами в дороге, скучает по близким. Но пока он согласен на такие жертвы. Хотя признаётся, что долго так не сможет. Работа требует внимательности, умения быстро принимать решения, выходить из конфликтных ситуаций. Для себя он поставил планку: ещё 4–5 лет — и будет уходить из профессии.
Мужчина оборудовал машину всем необходимым — любит комфорт и уют. У него даже чехлы и коврики — белые.
Опытный дальнобойщик рассказал, что самые трудные моменты — это когда на узких горных дорогах приходится разъезжаться со встречным транспортом. Он несколько раз попадал в такие ситуации, но всегда удавалось вырулить. Менее везучим водителям приходится вызывать на помощь вертолёт, который поднимает машину в воздух и разворачивает её. Такая услуга стоит около пяти тысяч евро.
Наталья Черниченкоvitebsk.biz