г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
INFO@TS035.RU
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [246] => Array
                (
                    [ID] => 246
                    [NAME] => Магазин Вологда
                    [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
                    [EMAIL] => info@ts035.ru
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                            [VALUE] => +78172754040
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 226
            [NAME] => Магазин
            [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
            [EMAIL] => INFO@TS035.RU
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                    [VALUE] => +78202302050
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

«Не вижу ни одной причины для достижения». Крах и мечты портов Петербурга и Ленобласти

Падение контейнерооборота петербургского порта на 85% на фоне успешного морского экспорта энергоносителей в Ленобласти нам объяснил экс-глава Смольного по транзиту. А это уже политика.

Грузооборот российских портов Балтийского моря сократился к декабрю на 2,3%, перевалка наливных грузов выросла почти на 12%, а контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург упал где-то на 85%. Таково резюме сообщений разных ведомств, полноценная статистика больше не публикуется. Для петербургского порта - это крах. Грузы в контейнерах составляли почти половину оборота. Правда, основной контейнерный оператор Global Ports прогнозирует восстановление к концу следующего года, остальные публично гордятся успешным морским экспортом энергоносителей и минеральных удобрений в Ленобласти.

Директор аналитического агентства Дорн, в прошлом глава комитета по транспортно-транзитной политике Смольного Андрей Карпов не верит позитивным прогнозам и предлагает взглянуть под другим углом.

- Не вижу ни одной причины для достижения в ближайшее время тех цифр контейнерооборота петербургского порта, какие были в 2021 году. И это не вопрос того, заработают новые линии или нет. Это вопрос адекватного восприятия происходящего. В моем понимании наступила некая новая реальность, в которой Большой порт Санкт-Петербург не может занимать такое же место, какое занимал в старой. Конечно, что-то восстановится, но в прошлое мы не вернемся.

- Но с точки зрения грузооборота нет разницы, контейнеровозы придут из Роттердама или из Циндао - если логистам удастся наладить новые линии, грузооборот восстановится.

- Предлагаю не мыслить привычными критериями количества линий и возможными миллионами тонн перевезенных по ним грузов. Мы оказались в ситуации качественных изменений, а не количественных. Налицо формирование двух новых экономических макрорегионов, каждый из которых будет ориентирован на импортозамещение друг друга, на снабжение собственным сырьем и собственными энергоносителями, а перетекание грузопотоков между ними будет сводиться к минимуму. Я бы условно один макрорегион назвал американским, а другой китайским.

- Порты все равно остаются портами, сформируется логистика, будет и грузооборот, а интерес даже двух новых макрорегионов к Балтийскому морю как к транспортной составляющей вряд ли изменится.

- Не совсем так. Поймите — не будет больше обмена грузами в таких объемах, как было между Россией и Европой. Функция окна в Европу завершена. Городу надо менять одну из вековых парадигм своего развития. А уж если и говорить о сохранении функции окна в какой-то степени, то это должно быть окно в Латинскую Америку и Западную Африку, эдакое окно в Атлантику.

- Вы такие апокалиптичные картинки рисуете, но у портов Ленинградской области, кажется, проблем нет - погрузка угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений в целом не сократилась, перевалка нефти даже увеличилась.

- Ну, нельзя же оценивать ситуацию только масштабами сегодняшнего дня. Конечно же, Европе проще отказаться от экспорта в Россию автомобилей и телевизоров, чем от импорта из России энергоносителей. Петербургский порт всегда был самым импортоориентированным портом страны - вот он и пострадал в большей степени первым. Практически все российские порты экспортоориентированы, и они пока работают почти, как раньше - порты Ленобласти, в частности. Но новая реальность наступила и наступила для всех. Да, для отказа от российских энергоносителей европейским странам несколько лет точно понадобится - вот эти несколько лет форы и есть у портов Ленобласти. Так сказать, мягкая посадка. Давайте посмотрим: году к 27-му, максимум, к 30-му Европа сумеет импортозаместить российские углеводороды, удобрения, продовольствие.

- Считаете политику России прошлых лет в отношении Большого порта Санкт-Петербург неправильной?

- Ни в коем случае. В той реальности, какая была до 24 февраля, она была правильной, а такое глобальное и резкое изменение ситуации никто не предсказывал.

- А в той реальности, которая сегодня?

- Мы находимся на Дальнем Западе активно формирующегося китайского макрорегиона, и у этого Дальнего Запада такое же смысловое периферийное наполнение, как и у географического Дальнего Востока по отношению к остальной России. К сожалению, даже создание собственного экономического макрорегиона не изменит ситуацию — Петербург и Ленобласть все так же будут находиться на окраине своего макрорегиона, у границы с чужим макрорегионом, обмен грузами, с которым будет минимизирован. Вся внешняя торговля этого макрорегиона будет направлена на Восток и Юг. Повторяю, городу надо менять одну из вековых парадигм развития окна в Европу на что-то другое. Да, это серьезнейший вызов, с которым город давно не сталкивался.

- Вернёмся к собственному макрорегиону - может быть в его рамках вы видите новую специализацию, даже миссию Петербурга и Ленинградской области?

- На мой взгляд, невозможно создать свой макрорегион без создания собственной национальной суверенной технологической платформы. В первом приближении можно говорить про импортозамещение. Понятно, что одномоментно это не сделать - первоначально все равно придется опираться на азиатские аналоги и только постепенно переходить на национальное производство. Вульгарное импортозамещение допустимо на первом этапе, когда европейские поставщики меняются на азиатских, но на этом нельзя останавливаться. Более того, от условного Сделано в России мы должны перейти к Создано в России. Понимаете разницу? Вот именно в этом направлении, как мне представляется, и надо искать новую специализацию Петербурга.

- А каков критерий собственного макрорегиона, как отличить - мы на Дальнем Западе китайского или в своем, российском?

- Экономисты называют самостоятельным макрорегионом территорию, на которой проживает 300-350 миллионов потребителей. У такого макрорегиона должна быть своя технологическая платформа, позволяющая самостоятельно и рентабельно развивать наиболее критические передовые технологии - тот минимальный пакет, который позволяет быть реально суверенным. А мечтать о том, как мы восстановим утраченные цифры грузооборота портов, не думая о собственном месте в новой геополитической реальности - на мой взгляд, абсолютно бесперспективно.

Лев Годованник47news.ru