г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Проблемы параллельного импорта: почему растут цены на любимые товары и как узнать подделку

Сотни брендов покинули Россию и стали недоступны для россиян по официальным каналам продаж. Спасением стал параллельный импорт. Как работает новая схема? Почему цены на «серые» товары выше, но не одинаково? И можно ли обезопасить себя от подделок?

Что и в каких объёмах ввозим?

В начале сентября на Восточном экономическом форуме руководитель Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что механизм параллельного импорта будет работать в России как минимум до конца 2023 года. Напомним, что он был запущен ещё 30 марта 2022 года, когда вступило в силу принятое накануне соответствующее постановление правительства.

В начале мая был обнародован список групп товаров, разрешённых к ввозу в страну по этой схеме, а 28 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о параллельном импорте, освобождающий представителей бизнеса от ответственности за торговлю в России товарами без разрешения правообладателей.

Список, прилагавшийся к майскому приказу Минпромторга, был достаточно обширен — и, очевидно, будет ещё пополняться. В нём указаны, с одной стороны, такие важные для широкого потребления товары, как различная электронная техника (ноутбуки и комплектующие, смартфоны, игровые приставки и прочие гаджеты), музыкальные инструменты, фото- и видеооборудование, одежда, обувь, косметика, автомобили, а с другой — фармацевтическая продукция, взрывчатые вещества, каучук, пластмассы, ядерные реакторы и луковицы растений.

В интервью «Интерфаксу», опубликованном 15 августа, Денис Мантуров рассказал, что за весь период работы механизма «серого» импорта в Россию было ввезено товаров по данной схеме на 6,5 млрд долларов. По словам главы Минпромторга, к концу года объём ввоза продукции по этой схеме может составить около 16 млрд долларов.

Найдётся всё, но с рядом оговорок

Что же представляет из себя механизм параллельного импорта? Всё довольно просто: это способ ввоза в страну товаров без разрешения и согласия правообладателей, через третьи компании, купившие товар у производителя. Благодаря этой схеме российские потребители по-прежнему смогут приобретать смартфоны и другую технику ушедших с российского рынка брендов: Apple, Samsung, Asus, HP, Dell и других. Можно будет порадовать себя кроссовками «хлопнувших дверью» Nike и Reebok, бытовой техникой Toshiba, Siemens, Hitachi, Electrolux, Miele и т. д.

Особняком стоит вопрос о параллельном импорте автомобилей и комплектующих для них. В списке Минпромторга — Mercedes-Benz и BMW, Porshe и Audi, а также Toyota, MAN, Honda, Nissan, Volkswagen, Škoda. Но пока механизм поставок иномарок работает не слишком хорошо — и о нём мы говорить в данном материале не будем.

Что касается одежды и обуви, её ввоз в РФ по «серой» схеме разрешён без указания конкретных брендов, а значит, без ограничений. Товары из списка Минпромторга можно найти сейчас на различных маркетплейсах. Первым о старте продаж товаров, завезённых по «серой» схеме, ещё 12 мая заявил Wildberries. Позже к нему присоединилась платформа Ozon. На этих площадках можно купить заветные кроссовки Nike и любимые многими вещички брендов Zara и Bershka. Магазины техники по-прежнему предлагают смартфоны и ноутбуки ушедших из РФ Apple, Samsung, Asus и прочих.

В течение 20 лет, с 2002 года параллельный импорт в России был запрещён. Теперь же, с одной стороны, это спасение для покупателей и бизнеса. С другой — механизм, у которого есть ряд довольно опасных и неприятных подводных камней.

Вот главные из них:

- удорожание товара из-за более сложных логистических цепочек

- высокая вероятность нарваться на подделку

- отсутствие возможности отремонтировать или вернуть товар производителю по гарантии.

Подробнее об этих и других аспектах параллельного импорта, о том, насколько подорожали ввозимые по этой схеме смартфоны и о многом другом мы поговорили с экспертом — президентом петербургской Гильдии маркетологов Игорем Березиным.

Беды с логистикой: растут цены, увеличиваются сроки поставок

Логистика товаров, поставляемых по параллельному импорту, существенно усложнилась, отметил Игорь Березин:

— Что же произошло. Первое — произошло удлинение сроков: то, что раньше шло три недели, теперь может идти три-четыре месяца, а то, что раньше шло три месяца, теперь может идти полгода, девять месяцев и так далее. Это первое.

Второе — это существенное удорожание. Потому что

раньше доставить контейнер из точки А в точку Б стоило условные 5000 долларов, а сейчас это может стоить 12-15 тыс. долларов и даже больше. Понятно, разные точки А, разные точки Б, но в два-три раза стоимость выросла, как и сроки.

Третья существенная проблема — это предоплата. Раньше поставки осуществлялись по следующей схеме: вы делаете какую-то небольшую предоплату, условно 15-20%, получаете товар, его реализуете и, спустя какое-то время, расплачиваетесь по этому контракту. У вас есть какая-то отсрочка. Понятно, что у разных контрагентов разные условия, но общая схема была такая.

Сейчас, насколько мне известно, по большинству контрактов даже с Китаем идёт стопроцентная предоплата. Сначала вы платите деньги, а через три месяца или полгода получаете товар. Всё это практически отсекает малый бизнес от этой схемы.

Мы не говорим о каком-то совсем микробизнесе. Микробизнес — тот, который на несколько тысяч долларов или евро заказывает товар, свои деньги вкладывает, реализует, потом опять заказывает. Но это микрооперации: человек вложил 10 тыс. долларов, за полгода на них заработал 5000. Потом вложил 15 тыс., заработал ещё 5000, условно. Такие микросхемы — да, они, наверное, могут работать. Малый бизнес — вряд ли.

Средний — да, когда у людей есть возможность на полмиллиона долларов прокредитоваться каким-то образом, закупить товар, его реализовать, рассчитаться по кредиту, рассчитаться по валюте, потом опять купить… Но это уже точно не малый бизнес, здесь речь идёт о сумме в десятки, сотни миллионов рублей, которые в бизнесе должны крутиться.

Естественно, всё это удорожает стоимость товара.

Однако нельзя сказать, что стоимость каждого смартфона или ноутбука увеличивается при параллельном импорте на один и тот же процент.

— Чем дороже товар, тем меньше в его цене составляющая логистики, — отметил Игорь Березин. — Доставить самый простой смартфон за 150 долларов и доставить iPhone за 1500 долларов с точки зрения логистики — это то же самое. Те же самые контейнеры, тот же вес.

Если, грубо говоря, у вас стоимость логистики, допустим, выросла с 20 до 50 долларов на аппарат, то для дешёвых аппаратов это может быть очень ощутимая история — это может быть и 20, и 30% стоимости, а для дорогих это не такая ощутимая: грубо говоря, с 2-3% может возрасти до 5-7% от стоимости.

И так по любому другому товару. Чем дороже товар, тем меньше в его стоимости логистическая составляющая. Но это с учётом веса: понятно, что, если дорогой товар весит 50 кг, его доставка будет существенно дороже, чем у дешёвого товара, который весит 1 кг.

Отметим, что к «логистической составляющей» добавляется и составляющая жадности некоторых продавцов. Благодаря ей, как мы уже отметили выше, стоимость смартфона, доставленного по схеме параллельного импорта, может возрастать не на 5-7, а на все 70%.

Вопрос подделок: доверять ли «Найкам» от ноунейм-продавца?

Один из самых болезненных вопросов параллельного импорта для потребителей — как же, в конце концов, отличить оригинальный товар от подделки? На популярных маркетплейсах и раньше вопрос поддельных товаров стоял весьма остро. Сейчас же отследить подлинность товара стало ещё сложнее — хоть Минпромторг и подчёркивает необходимости обязательной маркировки товара вне зависимости от способа его закупки.

Президент петербургской Гильдии маркетологов отметил, что риски поступления подделок возросли — и это очевидно. Но как же понять, кто предлагает вам подделку, а кто — оригинал?

— Никак не понять, — сообщает печальную новость эксперт. — Смотрите: параллельный импорт — это деяние, которое нарушает права оригинального производителя. Оригинальный производитель говорит: «Я не хочу поставлять сюда». А ему говорят: «Ну, хорошо, раз ты не хочешь, мы будем где-то в третьих странах покупать и поставлять». А дальше вот эта зыбкая история, которая называется «А ты пойди, докажи злой умысел».

Какая-то фирма-поставщик параллельного импорта нашла производителя где-то в юго-восточной Азии, который готов продать ей какие-то кроссовки. В принципе, он этого не должен делать, зная, что это будет поставляться в ту страну, в которую правообладатель не хочет. Он уже сделал нарушение.

Дальше большой вопрос: эта оригинальная партия — куда она предназначалась? Для другой страны, для другого получателя, или это вообще какой-то производитель, который ещё больше нарушает и производит эту продукцию вообще без лицензии?

Поэтому да, параллельный импорт несёт в себе в том числе и такие риски, что будет появляться не оригинальная продукция. Если раньше с этим боролся правообладатель, то сейчас бороться с этим будет сложнее.

Мой совет: если потребитель опасается получить поддельный товар, то лучше ему перейти на легальный аналог, который поставляется по легальным каналам, по основным, где сохраняется этот контроль. Да, это будет другая марка, но, по крайней мере, это будет санкционировано производителем, и тогда он будет уверен в качестве продукта.

К сожалению, никто не гарантирует вам на маркетплейсе, что эти кроссовки у малоизвестного продавца — и правда любимый Nike. Так что, возможно, стоит сделать выбор в пользу другого бренда — например, довольно популярного петербургского «Динамо» или возрождённого советского бренда «Два мяча».

А что с гарантией на товар?

Вопрос гарантийного обслуживания — ещё одна боль «серой» схемы импорта.

— На смену гарантии производителя, видимо, придёт гарантия розничного торговца, — рассказывает эксперт. — То есть, если вы покупаете в крупной торговой сети электронику, эта сеть вам даст свою гарантию, скорее всего, на 12 месяцев, и дальше будет как-то решать вопросы, связанные с ремонтом или заменой этой продукции. А если вы покупаете невесть где у частного лица, ИП или самозанятого, то, скорее всего, это будет без гарантии, это всегда понятно.

А что касается возможностей, то здесь как раз и открываются возможности для малого бизнеса. Если предприниматели наладят систему ремонта того, что раньше люди не ремонтировали, а теперь захотят ремонтировать, если городские власти окажут поддержку, потому что понятно, что ремонтная мастерская не может платить такую же арендную плату, как ресторан, клуб или продовольственный магазин, а должны быть какие-то льготы, поддержка — вот здесь как раз может открыться (возможность) для сотен, тысяч небольших фирм по ремонту.

Но нужно научиться ремонтировать эту технику. Задача технологически не самая простая, но, наверное, решаемая. Здесь сразу несколько вопросов: вопрос с точки зрения инженерного подхода — насколько это возможно, условно говоря, с паяльником и с какими-то простыми деталями ремонтировать современную бытовую технику. И вопрос организации бизнеса, как всё это организовать, чтобы этот бизнес приносил хоть какую-то доходность.

Возможность не для всех

А вот миф о том, что зелёный свет на параллельный импорт — хорошая возможность заработать для предпринимателей-новичков, эксперт развеял. По мнению Игоря Березина, новая схема даёт дополнительные возможности тем, кто уже хорошо разбирается в вопросах импорта и занимается этим не первый год.

Отметим, что

объёмы параллельного импорта пока всё же крайне далеки от объёмов поставок тех же гаджетов и кроссовок прежних времён.

Конечно, по-прежнему есть китайские и отечественные бренды потребительских товаров, которые в этих условиях только наращивают обороты.

Тем не менее, потребности у россиян выше возможностей новой схемы. Поэтому люди ищут другие возможности приобрести необходимый товар. И не на последнем месте среди них — покупка подержанных вещей. Как сообщил в июле «Коммерсант» со ссылкой на ритейлеров, объём продаж подержанных смартфонов в России в июне вырос на 50%, а спрос и вовсе увеличился в 2,5 раза. Очевидно, выход из сложной ситуации мы найдём всегда.

Елена Кобзева78.ru