Array ( [SHOW] => Array ( [DESKTOP] => 1 [FIXED] => [MOBILE] => 1 ) [ADVANCED] => 1 [VALUES] => Array ( [226] => Array ( [ID] => 226 [NAME] => Магазин [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4 [EMAIL] => INFO@TS035.RU [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50 [VALUE] => +78202302050 ) [SCHEDULE] => ) ) [SELECTED] => Array ( [ID] => 246 [NAME] => Магазин Вологда [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83 [EMAIL] => info@ts035.ru [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40 [VALUE] => +78172754040 ) [SCHEDULE] => ) )
Грузовики made in USA в Беларуси незримо были чуть ли не всегда — с самого начала массовой автомобилизации, когда с копий «Форда» и «Автокара» начинали советские автозаводы, а затем в виде «ленд-лиза» в период ВОВ.
Их собирали на Минском автосборочном заводе в 1944—1946 годах. Первые МАЗы 200-го семейства — тоже плоть от плоти переработанных «американцев». И все послевоенные годы для советских автозаводов (и для МАЗа тоже) с целью изучения закупали и разбирали по винтику основные модели разных американских фирм. После распада СССР отдельные экземпляры иногда попадали в РБ. Конечно, массовыми чистокровные «американцы» в Беларуси не были никогда, но свой маленький след в транспортной истории страны оставили. Вспомним наиболее яркие эпизоды.
Начнем с того самого случая «закупки для изучения». Территория Минского автозавода, 1964 год. Здоровенный лесовоз марки Hayes доставили в Минск как раз для «разбирания на винтики». Hayes — это не американская, а канадская фирма. Но континент-то в любом случае американский.
А это уже почти наши дни. Трехосный тягач Ford F-900 на белорусских номерах. Если присмотреться, то на бампере можно увидеть букву «Т» в треугольнике. Верный признак того, что машина имеет отношение к военному ведомству. И это так. Владелец тягача — военный 558-й Авиационный ремонтный завод из города Барановичи.
У предприятия есть и Ford этой же серии в виде фургона. Как эти машины попали в Барановичи, доподлинно неизвестно, но, вероятно, они до сих пор на ходу. Причем на них даже ездили «на дальняк» в Россию, где и был сделан этот кадр.
Но самый шикарный капотный американский Ford — у могилевских пожарных. Причем вроде как таких в Могилеве даже два. Несколько раз эту машину пригоняли в Минск для участия в парадах ко Дню пожарной службы, но уже лет десять как ее не видно. А в целом у белорусских пожарных есть как минимум с десяток интересных американских автомобилей для борьбы с огнем.
Могилевскую прописку имеет и бескапотный американский пожарный Ford. Одно из самых популярных в Америке бескапотных шасси для пожарных надстроек — Ford C — выпускалось с 1957 по 1990 год с многочисленными изменениями. Бесконечен и список фирм, которые монтировали на нем пожарные надстройки. Конкретно этот экземпляр — производства фирмы Superior.
Самая массовая марка грузовиков в США — Freightliner, а его бескапотная серия FLA — самая массовая в своем классе. Была, пока выпускалась. Очень много таких машин завезли в Россию, а одна как-то попала к нам и получила гродненскую прописку.
А этот бескапотник GMC Astro (выпускался до 1987 года) с дивным мазовским полуприцепом в свое время встречался не только в Минске, но и в Москве, и в Питере. Принадлежал какому-то частнику. Иначе как любовью к экзотике смысл регулярной эксплуатации такой машины в наших широтах не объяснить.
Еще один шикарный GMC есть в Бресте. Этот Brigadier производился подразделениями General Motors с 1978 по 1989 год в Мичигане. Принадлежит машина компании «Трансконсалт Сервис». В эвакуатор ее превратили уже в Беларуси, плюс провели реставрационные работы. Изначально грузовик был в «таком себе» состоянии, но заботливые руки сделали из него конфетку.
Kenworth W900 — абсолютная классика знаменитой американской фирмы. Появился тягач еще в 1960-х годах, а выпускается с незначительными внешними изменениями до сих пор. Эта «региональная» версия с короткой кабиной принадлежала частному владельцу. Снимок сделан в районе современного метро «Каменная горка» в 2001 году. На месте чистого поля на заднем плане представьте торговый центр Green City и три высотки. Да-да, это то самое место.
Мощное подразделение в США есть у шведского Volvo. А модель VNL в нескольких поколениях — его абсолютный хит. На фото — классический вариант «русской сцепки», представляющий собой длинный американский тягач с полуприцепом европейского стандарта. Российское транспортное законодательство это позволяло, поэтому в РФ американских грузовиков было пруд пруди. В Беларуси так ездить нельзя. Но на машине гродненские номера. Как так? Все просто: в Беларуси тягач просто зарегистрирован, а работает в России. Снимок сделан под Питером в прошлом году.
Тягачей White в «Совтрансавто», конечно, никогда не было. Но частные владельцы полуприцепов, купив их, знаменитую надпись не убирали, а тягачи могли быть любыми. По Беларуси такой «экзот» бегал.
А у этой машины белорусских номеров нет, но то, что снимок сделан в Минске, пожалуй, доказывать не нужно. Таким образом, можно утверждать, что тягачей White в Беларуси было как минимум два.
На самом деле, видимо, больше. Еще один White Road Commander, с номерами Минской области, работал в Питере, где и сделана эта фотография.
Еще совсем недавно смело можно было утверждать, что четвертой страной в мире по численности парка грузовиков американских марок после США, Канады и Мексики является... Россия. Благодаря лояльности транспортного законодательства к длине автопоездов сюда завезли несколько десятков тысяч бэушных «американцев». По причине надежности, простоты, ремонтопригодности, высокого уровня комфорта и незаурядной внешности эти машины стали очень популярны. Но хороши они были в другую эпоху — во времена частников-одиночек. Та эпоха ушла. Много USA-траков еще бегает по России, но их «поголовье» уже сократилось в разы. В Беларуси же они всегда были штучной, единичной экзотикой. Таковой и останутся в нашей истории.
auto.onliner.by