В ФТС рассказали о «неритмичных» евротаможенниках, которые ищут IT-«запрещенку» в продуктах.
В портах Антверпена и Роттердама скопились контейнеры, которые идут в сторону России. «На нас выходят отправители этих грузов, страны Латинской Америки, Африки, спрашивают, что делать. А что мы можем подсказать?» — разводят руками в федеральной таможенной службе, где вчера провели пресс-конференцию. О методах работы таможенников из недружественных России стран, а также о мерах, которые помогут поддержать стремительно падающий товарооборот РФ с внешним миром, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Март — понятно, что принимаемые незаконные санкции…»Пресс-конференция о работе таможенных органов в условиях масштабного санкционного давления Запада и реализуемых мерах поддержки, направленных на повышение устойчивости российской экономики, прошла 5 апреля в режиме онлайн. О проблемах, с которыми сталкиваются перевозчики, и снижении товарооборота рассказывали два замруководителя федерального ведомства — Елена Ягодкина и Владимир Ивин.
Первый вопрос касался влияния санкций на объемы экспорта-импорта товаров в страну. Пока таможенники не могут констатировать, что какие-то товары прекратили поставлять в Россию до нуля. Но причина не во внезапно подобревших европейских таможенниках (шутка), а в том, что статистика не успела отразить состояние дел. В 2021 году рост товарооборота составил 38% к уровню 2020-го, первые два месяца 2022-го продолжили позитивную тенденцию.
«Март — понятно, что принимаемые незаконные санкции повлияли на направление и структуру товаропотоков, но данный месяц не очень показательный: в ряде случаев идет завершение каких-то контрактов, транспортные компании и контейнерные линии заявляют, что в марте дорабатывают заказы», — сообщил представитель таможенной службы РФ. По словам Ивина, последствия от введения санкций можно будет увидеть в апреле. По предварительным же цифрам, товарооборот в I квартале 2022-го будет больше, чем в прошлом году.
Что уже понятно? Из-за санкций уменьшился ввоз в РФ станков, оборудования, закупаемого для развития производства. Наблюдается снижение поставок в страну товаров первой необходимости — производства гигантов вроде Johnson & Johnson.
вот импорт продовольствия даже увеличился по сравнению с прошлым годом. Причем по всем составляющим: и молочной, и мясной, и зерновой группы. Нет больших проблем и с поставками медицинских изделий.
ФТС наблюдает снижение грузооборота по контейнерным перевозкам (в ряде портов оно достигает 30%). Его таможенники связывают с «политикой контейнерных линий» и мировым дефицитом контейнеров. Но вчера ближе к вечеру стало известно, что в новый пакет антироссийских санкций вошел также запрет доступа к портам ЕС для российских судов. Очевидно, что снижение грузоперевозок будет нарастать.
К российским грузам — усиленное вниманиеРоссийские грузы, как известно, подвергаются тотальному досмотру со стороны европейских таможенников. Ивину оставалось лишь подтвердить, что проблема действительно есть — коллеги из таможенных служб недружественных РФ государств не идут на контакт. Как-то помочь перевозчикам со стороны ФТС, увы, почти нереально.
«Это касается не только грузовиков, но и контейнерных, железнодорожных перевозок. К сожалению, наши коллеги из зарубежных таможенных служб, ЕС, прежде всего четко следуют в фарватере тех политик и экономических рестрикций, которые ЕС вводит», — сообщил Ивин. Пожаловался он и на то, что коллеги из сопредельных стран «крайне неритмично» работают в пунктах пропуска, отчего российские фуры стоят в очередях.
«Очереди, которые есть сейчас на пунктах пропуска с одной и другой стороны, вызваны исключительно поведением коллег из сопредельных стран. В такой ситуации мы больше информации получаем от перевозчиков, от общения с водителями, чем от коллег», — рассказал Ивин.
К российским грузам, по его словам, усиленное внимание: в пример он привел ситуацию, когда в продуктовом грузе из Латинской Америки искали попавшие под санкции товары из области IT-индустрии (т. е., грубо говоря, в яблоках искали микрочипы).
«Это исключительно надуманные предлоги, но подобное приводит к тому, что в крупнейших портах, которые взаимодействовали с нашими портами по перевалке и обработке грузов (Антверпен, Роттердам), скопились контейнеры, которые идут в сторону России. На нас выходят отправители этих грузов, страны Латинской Америки, Африки, спрашивают, что делать. А что мы можем подсказать, если контейнерные линии, которые брали на себя обязательства по доставке этих товаров, их нарушили и прервали складывавшиеся годами логистические потоки? До конца окно взаимодействия не закрыто, оно сузилось, но надеемся, что здравый смысл возобладает», — подытожил Ивин.
«Что позволяет эта мера нашим импортерам? Экономить на уплате таможенных платежей»Отдельно на брифинге коснулись и тех мер, которые сегодня должны облегчить доступ товаров первой необходимости в страну. Так, например, с 28 марта в России 458 товарных позиций ввозится по сниженной таможенной пошлине или с предоставлением льгот по ее уплате. Речь идет о продуктах питания, лекарствах, товарах первой необходимости, сырье, комплектующих, которые используют в российском производстве.
Только за неделю ФТС оформила с предоставлением этой льготы порядка 50 тыс. т товаров — по льготам прошли картофель, морковь, капуста, которые привезли в страну из Египта, Пакистана, Китая, Израиля.
«Что позволяет эта мера нашим импортерам? Прежде всего, экономить на уплате таможенных платежей. Фактическая экономия составляет порядка 20–40 процентов от суммы начисленных таможенных платежей. От этой меры ожидаем организацию более стабильных, ритмичных поставок продовольствия и, как следствие, сдерживание роста цен на продукты питания для конечного потребителя. Добавлю, что сейчас ряд профильных ведомств обсуждает дополнительное предложение по снижению или отказу от таможенной пошлины еще на порядка тысячи товарных позиций», — рассказала Ягодкина.
Еще одна мера должна помочь импортерам технологического оборудования. До этого для предприятий, которые ввозят в страну оборудование в рамках реализации инвестиционных проектов, имелись льготные условия по таможенным пошлинам. Но при обязательном условии, что поставки оборудования и комплектующих должны были идти от одного поставщика и по одной экономической сделке. Теперь же, поскольку из-за санкций импортерам придется пересматривать логистические цепочки и искать новых контрагентов, это условие отменили.
«Внесены изменения в закон, которые позволяют инвесторам на протяжении 6 лет ввозить данное оборудование по разным сделкам от различных поставщиков и из разных стран, при этом использовать льготные подходы при налогообложении», — рассказала Ягодкина. Среди других послаблений — введение беспроцентной рассрочки и отсрочки по уплате таможенных платежей сроком до 6 месяцев. Изменения коснулись и должников: импортерам алкоголя долги перед ФТС больше не помешают получать федеральные марки для продажи горячительного, напомнила Ягодкина и о введении временного моратория с 1 апреля по 1 ноября на банкротства по таможенным обязательствам.
Еще одна мера, которая заработала с 31 марта, касается «гражданских» — рост в 5 раз порога для беспошлинного ввоза товаров в страну из зарубежных интернет-магазинов. Иными словами, если раньше стоимость покупки физлица должна была быть не выше 200 евро, то теперь можно не платить таможенные сборы за товары не дороже 1 тыс. евро. Ягодкина отмечает — мера хорошая, вот только и при предыдущем пороге 95% всех зарубежных покупок россиян стоили меньше 20 евро и потому не облагались платежом при их ввозе. Львиная доля таких товаров (а покупают россияне в основном гаджеты, одежду, аксессуары, товары для детей, творчества) ехала в Россию из Китая, на европейские и американские интернет-площадки приходилось, по словам замглавы ФТС, не более 10%.
«Под обложение таможенными платежами попадали в основном планшеты, смартфоны, мелкая бытовая техника. На сегодня решение принято, чтобы предоставить или даже расширить выбор товаров для наших граждан в условиях, когда ряд торговых сетей приостановил деятельность в России. То есть это решение позволяет людям самостоятельно выбирать на иностранных площадках те товары, к которым они привыкли», — пояснила Ягодкина.
Коснулись на встрече и инициативы депутатов Госдумы о передаче конфискованных на таможне товаров благотворительным фондам, а оттуда — нуждающимся семьям. Ягодкина поставила точку в этом вопросе, сказав, что ФТС поддерживает начинание. Речь прежде всего идет об одежде, обуви, канцтоварах, игрушках, ряде медицинских товаров (вроде антисептиков и масок), вспомогательных средствах для инвалидов.
«Мы активно работаем над поправками к федеральному закону, которые бы позволили реализовывать этот механизм. Мы также предлагаем данный механизм использовать при передаче конфискованных товаров коллегам из МЧС и минобороны России для оказания гуманитарной помощи», — прокомментировала Ягодкина. Отдельно, по ее словам, разрабатывается вопрос передачи в благотворительные фонды и МЧС России продуктов питания: основной приоритет планируется отдать безопасности продукции.
Евгения Ивановаwww.business-gazeta.ru