Array ( [SHOW] => Array ( [DESKTOP] => 1 [FIXED] => [MOBILE] => 1 ) [ADVANCED] => 1 [VALUES] => Array ( [226] => Array ( [ID] => 226 [NAME] => Магазин [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4 [EMAIL] => INFO@TS035.RU [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50 [VALUE] => +78202302050 ) [SCHEDULE] => ) ) [SELECTED] => Array ( [ID] => 246 [NAME] => Магазин Вологда [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83 [EMAIL] => info@ts035.ru [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40 [VALUE] => +78172754040 ) [SCHEDULE] => ) )
В России все больше товаров приобретают через Интернет, в огромной степени это касается и новогодних подарков. Однако сейчас в этом плане нужно быть внимательным, особенно если речь идет о доставке из другого города и тем более из Китая.
В декабре доставка традиционно «хромает», а в этом году проблема остра как никогда. Логистический кризис и без праздников бушует целый год и становится все более глубоким.
На сегодня это одна из главных проблем для всего мира, включая Россию.
Ведь грузоперевозки – это, по сути, кровеносная система экономики.
Нехватка этой «крови» и возникающие в логистических цепочках «тромбы» столь же губительны для нее, как аналогичные проблемы для человеческого организма. Рвутся цепочки поставок, сбоят производственные линии, возникает дефицит. И как минимум летят вверх цены – именно проблемы с перевозками стали главной причиной высокой инфляции в этом году.
При этом в центре общественного внимания логистика оказывается лишь в тех случаях, когда происходит нечто из ряда вон выходящее. Вроде Суэцкого кризиса в марте этого года, когда затонувший контейнеровоз закупорил главную транспортную артерию мира. Или этой осенью, когда Британия из-за «брекзита» лишилась огромного количества мигрантов-дальнобойщиков и получила кошмарный транспортный коллапс.
Но все это лишь отдельные верхушки огромных айсбергов. Тот же контейнерный кризис начался еще до аварии в Суэцком канале и продолжается до сих пор – растягиваются сроки, тарифы на многих направлениях выросли в разы. Причем это в полной мере относится и к перевозкам в Россию из Китая.
А во второй половине года на первый план вышел кризис в автомобильных грузоперевозках, главной причиной которого стала катастрофическая нехватка водителей грузовиков. Помимо Британии дальнобойщиков не хватает уже во всей Западной Европе, а теперь и в Восточной, откуда водители массово перебираются на Запад. Не лучше ситуация и в США.
Не остается в стороне и Россия – по свидетельствам многих перевозчиков, сейчас около десяти процентов грузовиков просто стоят из-за нехватки водителей. И это притом что условия за последнее время стали заметно выгоднее, поскольку ставки на перевозки все растут и растут. Так, по данным цифровой платформы Oboz, с начала года цены на дальнемагистральные перевозки для большегрузов выросли на 23%. Похожую статистику дает и биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU – по ее данным, ставки за год выросли на 22,8%.
Особенно «весело» выглядит ситуация в перевозках с Дальнего Востока, где дефицит дальнобойщиков усугубляется контейнерным кризисом. За год автомобильные грузоперевозки из дальневосточных регионов подорожали примерно в два раза, а в Амурской области – в два с половиной. И проблема не только в ценах – нередко заказчикам просто не найти исполнителей.
В чем же дело? Разумеется, прежде всего в пандемии, которая сильно изменила условия игры. С одной стороны, вирус сделал и без того не самую комфортную профессию дальнобойщика еще более хлопотной, а с другой – создал гораздо более привлекательную альтернативу. И даже за солидную зарплату в эту отрасль теперь идут немногие.
Вообще образ жизни дальнобойщика подходит далеко не всем – ведь им приходится большую часть жизни проводить далеко от дома. Теперь же к этому добавились ковидные риски: можно заболеть, угодить на карантин, надолго застрять в пробке на границе. Так, огромные очереди сейчас выстроились на границе с Китаем. А на границе Белоруссии с Евросоюзом резко сократили пропуск фур из-за истории с мигрантами – сейчас там в очередях стоят 4 – 5 тысяч грузовиков, многие из которых везут российские товары.
В Западной Европе проблема нехватки рабочей силы уже давно решалась за счет мигрантов, но сейчас миграционный поток во многом ограничен из-за тех же антиковидных мер. Была надежда, что вакцинация улучшит ситуацию, однако сейчас она нередко вносит неразбериху из-за взаимного непризнания вакцин. Так, у привитых «Спутником» российских дальнобойщиков возникают проблемы в Европе, а европейцы с «Пфайзером» и «Модерной» оказываются вне закона у нас. А ведь есть еще и антипрививочники, которых в этой профессии тоже немало. В России мигранты работали в основном на стройках, а среди дальнобойщиков больше жителей наших депрессивных регионов, но тем не менее и в нашей стране отсутствие водителей из сопредельных стран сказывается.
И все-таки основная причина кризиса носит более фундаментальный характер. Дело в бурном развитии онлайн-торговли, которое заметно ускорилось во время пандемии.
Интернет-магазины расширяют свои автопарки и переманивают водителей грузовиков на внутригородскую доставку, условия работы в которой оказываются гораздо более комфортными, чем на дальних перевозках. Выбор для большинства очевиден.
Получается, наш комфорт оборачивается серьезными трудностями для экономики в целом, а света в конце этого тоннеля не видно. Если ковидные проблемы еще можно решить, то онлайн-торговля в ближайшее время будет только расти. При этом в отдаленной перспективе проблема точно будет решена раз и навсегда благодаря беспилотным грузовикам, а также дронам – с их распространением профессия водителя грузовика постепенно вообще уйдет в прошлое.
Дроны уже доставляют грузы в труднодоступные районы Арктики (пока в качестве эксперимента), а робогрузовики хотят запустить между Москвой и Петербургом по трассе М-11 уже в 2023 году, после чего распространить этот замечательный опыт и на другие федеральные трассы. Вероятно, уже в 2025 году беспилотники реально начнут замещать дальнобойщиков, и вместо нынешнего дефицита водителей придется решать проблему их трудоустройства.
Но вот на пути к этому светлому для одних и печальному для других будущему нас, похоже, ждут еще несколько лет острого логистического кризиса. Причем робогрузовики и дроны вносят в этот кризис свою немалую лепту, мешая притоку новых кадров. Чтобы стать дальнобойщиком, нужно пройти обучение и начинать из-за неопытности с относительно небольших зарплат. И все ради чего? Чтобы достичь наконец высокого уровня и тут же узнать, что тебя готовы заменить роботом, а тебе уже пора снова переучиваться.
Такая перспектива отпугнет кого угодно, даже притом что эти самые роботы на самом деле в скором будущем будут готовы уничтожить до половины нынешних профессий и создать при этом новые. Сейчас, например, уже пора интенсивно обучать операторов беспилотных грузоперевозок...
Леонид Александровspbvedomosti.ru