Транспортные компании давно просили узаконить дистанционный формат медосмотров водителей, и наконец Минздрав внес в правительство соответствующий законопроект. Телемедицина призвана существенно упростить процедуру проверки здоровья водителя, а также отловить нетрезвых за рулем.
Инциденты из-за ухудшения состояние здоровья водителей такси, автобусов или грузовиков происходят регулярно, и еще в 2017 году президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о телемедицине.
Отметим, что никакого запрета дистанционных осмотров нет и сейчас: транспортные компании их уже проводят. Внесенный Минздравом документ после принятия придаст телемедицине официальный статус. Вводится дистанционный формат предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены. На расстоянии будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и ряд других параметров водителей такси, автобусов и грузовиков.
Предполагается, что это будет работать так: водителю нужно будет авторизоваться в терминале, установить на себя датчики, которые измерят пульс, давление и т. п. На процедуры уйдет несколько минут. Фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве.
Сведения направятся врачу, и на основании полученных данных медик примет решение о допуске водителя в рейс. Важно, что законопроект оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра — в очной форме или дистанционно.
Планируется заносить данные в базу, которой смогут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. Водителям тоже дадут доступ к своим данным.
более 167 000 человек лишены водительских удостоверений за управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);почти 14 500 ДТП из 145 073 произошло c участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения.По данным ГИБДД РФ в 2020 году:
11 897 с легковыми автомобилями;410 с грузовиками;45 с общественным транспортом;84 с тракторами и другими самоходными механизмами.Из них:
ПОЛЬЗА ОСМОТРОВ НА ДИСТАНЦИИ19 044 человека было ранено в таких ДТП, 4064 погибло.
«Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», — заявил замдиректора общественного здоровья Минздрава Максим Некрасов на «круглом столе» на тему нового законопроекта (состоялся в конце июля). А главный внештатный профпатолог министерства Игорь Бухтияров привел в пример опыт РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Такой опыт пригодится и на автотранспорте.
Сейчас в 90 % случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника, рассказал член Общественной палаты Александр Холодов.
«Нужно либо иметь свой медкабинет, получив лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию. Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», — констатировал замдиректора развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексей Минаев. По прогнозу министерства, широкое распространение телемедицины позволит сократить смертность в ДТП на 20 %. Это произойдет за счет внедрения дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.
ВЫВЕСТИ ИЗ ТЕНИДействительно ли тема актуальна, мы спросили у экспертов и представителей транспортных компаний.
На практике компании действительно пренебрегают проведением медицинских осмотров, они не проводятся в 90 % случаев, согласна основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венера Шайдуллина. «Телемедицина поможет вывести из теневого сектора систему предрейсовых медицинских осмотров, — считает эксперт. — Сама процедура медосмотра станет прозрачнее и проще, если пройдет законопроект о телемедицинской технологии».
По ее оценке, реализация инициативы даст возможность контролировать состояние работников в динамике, так как данные будут храниться годами. Причем информация будет сохраняться на облачном сервисе, что удобно. И контролировать такие данные в режиме онлайн — это способ более эффективный, чем проверка бумаг, считает Шайдуллина. Кроме того, дистанционные проверки действительно помогут сократить число ДТП по вине водителей, согласна она.
«Это давно назревший и наболевший у всех транспортников вопрос», — заявил руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. Он отметил, что в крупных транспортных компаниях есть штатные медработники. «Но даже у нас по разным обстоятельствам бывает необходимость проводить осмотры водителей удаленно от штатного медкабинета», — добавил эксперт.
По словам Иванова, в ходе очных осмотров часто срабатывает человеческий фактор. «Многие водители за короткое время находят «подходы» к медицинскому персоналу, — пояснил эксперт, — и зачастую, дабы сократить время осмотра или по другим причинам, медицинский работник проводит проверку поверхностно, невнимательно, тем самым допуская на линию людей в пограничном состоянии».
Онлайн-осмотры, считает он, этой проблемы лишены: водитель не знает медперсонал, который его проверяет, а медик более объективно проводит проверку.
Представитель IBF-Motors выразил уверенность, что дистанционные медосмотры следует приравнять по статусу к обычным пред- и послерейсовым осмотрам, причем разрешить компаниям по своему усмотрению выбирать удобный для них формат.
Повлияет ли новшество на количество ДТП по вине нетрезвых водителей? «Думаю, где-то в районе погрешностей, так как нетрезвые водители, за редким исключением, — это водители частных автомобилей», — заявил эксперт.
СПРОС БУДЕТТелемедицина — направление перспективное и будет востребовано у транспортных компаний, считает руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и правительственными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин. «Дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом эпидемиологической обстановки, — отметил он. — При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых сейчас не всегда хватает работников и оборудования для очных осмотров». И только после легализации телемедицины она сможет заменить предрейсовые осмотры водителей медицинским сотрудником, констатировал эксперт.
Евгений Уткин наряду с коллегами отметил, что одним из плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора (с врачом можно «договориться»). «Поэтому потенциально «беспристрастность» системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дороге», — добавил он.
Заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО по транспорту Михаил Пальков тоже считает актуальным вопрос удаленных предрейсовых осмотров водителей с помощью средств телемедицины. «Это хорошая современная практика, но, безусловно, для ее широкого применения необходимы законодательные основания», — заявил он. Что касается повышения безопасности на дорогах, то тут очевидно, отметил эксперт: чем больший процент соответствующих медицинским требованиям водителей будет за рулем, тем ниже будет вероятность ДТП по причинам, связанным с состоянием здоровья водителей.
«Да, эту инициативу считаю актуальной, — сообщил руководитель департамента транспорта ООО «НьюМоскоуБас» Олег Власов. — Мы некоторое время успешно использовали такой продукт как дополнительную меру контроля водительского состава. Но урегулировать это на законодательном уровне нужно обязательно с внесением соответствующих поправок в ПДД».
Однако он все же считает, что человеческий фактор нельзя будет исключить на 100 %. «Люди всегда приспосабливаются ко всему, что бы и когда ни вводилось, и телемедицина не будет исключением, — прогнозирует Власов. — Никто не мешает водителю в перерыве между рейсами выпить «живой квас», и при проведении внеплановой проверки на линии будут зафиксированы нежелательные проценты в выдыхаемом воздухе».
Кроме того, эксперт высказал мнение, что всех под одни стандарты при медосмотрах подводить нельзя. «По рекомендациям, выданным на осмотре, зачастую можно выявить некоторые серьезные заболевания, которые на ранней стадии легко лечить. Но это уже после посещения докторов, — подчеркнул Власов. — В то же время есть хронические заболевания, при которых порой показатели кажутся завышенными, но при детальном их изучении в стационарных условиях они не являются причиной недопуска водителя, и врачи выдают соответствующую справку».
ЦЕНА ВОПРОСА И ДЕФИЦИТВо сколько обойдется внедрение дистанционных осмотров, и возможна ли экономия?
«Ранее нам предлагался этот продукт — 15 000 рублей за одно рабочее место, — рассказал Олег Власов («НьюМоскоуБас»). — Для выпуска большого количества водителей примерно в одно время таких мест должно быть пропорционально требуемой проходимости людей».
Михаил Пальков (ТРАСКО) констатировал, что, если ставить оборудование для телемедицины на каждый автомобиль, то стоимость осмотра будет высокой, и сэкономить не получится. «Все будет зависеть от стоимости самого оборудования и цены администрирования процесса дистанционных осмотров», — пояснил он.
Евгений Иванов отметил, что расчеты стоимости реальных и онлайн-осмотров учитывают множество факторов (персонал, оборудование, администрирование и многое другое). По этой причине компания сама должна считать, что ей интересно в каждом конкретном случае. «Онлайн-осмотры надо рассматривать больше не с точки зрения экономии, а с точки зрения удобства для предприятия», — добавил представитель IBF-Motors.
Есть еще и такой нюанс: в результате внедрения системы возрастет отсев водителей. Так, например, в АО «Мострансавто» рассказывали о следующих результатах теста системы телемедицины: количество водителей, не допущенных за руль, выросло с 1 до 20 %. Не приведет ли это к нехватке водителей, если отсев увеличится в двадцать раз?
«Конечно, приведет, а также к росту стоимости перевозок, — отметил Евгений Иванов. — Но! Здесь речь идет о безопасности людей, и этим все сказано. Нездоровые и нетрезвые водители не должны управлять транспортом».
Евегний Уткин («Деловые линии») также считает, что вопрос дефицита кадров не должен решаться за счет послаблений в требованиях к их здоровью. «Потому что это опасно как для самого сотрудника, так и для других участников дорожного движения», — пояснил он.
Михаил Пальков констатировал, что уже сегодня нехватка квалифицированных водителей — это одна из насущных проблем в сфере автомобильных грузоперевозок. «Но жертвовать безопасностью здесь не стоит», — согласен он. Однако эксперт высказал мнение, что данные пилотного проекта об увеличении отсева непригодных водителей в двадцать раз говорят о том, что либо очного контроля практически не было, либо требования телемедицины имеют завышенные параметры и не допускают к работе даже здоровых водителей.
В целом проект, возможно, следует доработать — такого мнения, в частности, придерживается Общественная палата. «Пока непонятно, как будет финансироваться проект. Открытым остается вопрос, как обеспечить безопасность хранения получаемых персональных данных», — заявила Венера Шайдуллина («Инициатор»).
Что касается идеи сделать онлайн-осмотры обязательными, то прокомментировавшие эту тему эксперты не согласны: телемедицина должна быть именно опцией. Предприятие само решит, какой из вариантов ему интересен с точки зрения стоимости, логистики, затраченного времени, ресурсов и множества других факторов, отметил, в частности, Евгений Иванов.
«Пока это преждевременный вопрос, так как существуют определенные сложности; например, технические неисправности оборудования или сбои интернет-соединения, — напомнил Евгений Уткин. — Кроме того, есть проблема с водителями-гипертониками: им нужно получать дополнительную справку, подтверждающую заболевание. Поэтому считаем, что телемедицина может хорошо интегрироваться с очными осмотрами и диспансеризацией».
фото: Леонида Толмачева и компании MedPoint24
Ирина Зверева5koleso.ru