Как в Казахстане могут пересмотреть размер утильсбора на грузовые машины

Президент Токаев поручил правительству пересмотреть размер утильсбора на грузовые машины. Это предложение перевозчики Казахстана продвигали уже несколько нет. Они считают, что мера поможет обновить парк и выдержать конкуренцию с иностранными перевозчиками.

Я вас услышал

На заседании правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи».

«Утилизационный сбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка... Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза», – сказал президент и поручил правительству подготовить предложения по совершенствованию госполитики в этой сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.

«Это было бы кстати», – говорит руководитель компании Vista Trans Куат Абаев. В его ТОО работает 13 машин 2013–2014 годов, и подходит время обновления парка.

«Покупать машины приходится в евро. Ты привозишь технику трех-, четырехгодичную. Тут еще 5% пошлина (на импорт. – “Курсив”), а помимо этого тебе и утильсбор, и первичная регистрация. Первичная регистрация по бэушной технике около 750 тыс. тенге плюс в среднем 1,6 млн тенге непонятный утильсбор в зависимости от тоннажа», – сказал Абаев.

Парковая зона

С просьбой снизить ставку утильсбора на некоторые грузовые автомобили и убрать плату за их первичную регистрацию Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстан (КазАТО) несколько лет обращался в правительство, администрацию президента и другие госорганы.

КазАТО объединяет около 350 автотранспортных компаний. Их общий парк составляет более семи тысяч транспортных средств, в том числе 4705 седельных тягачей и 2358 грузовых автомобилей. Все эти машины попадают в категорию грузовых автомобилей полной массой свыше 12 т, но не более 20 т. Утильсбор, введенный с 1 января 2016 года, взимается с таких машин с коэффициентом 21 к базовой ставке в 50 месячных расчетных показателей, или 3,063 млн тенге. При этом для бортовых машин свыше 20 т применяется максимальный в Казахстане коэффициент 41 – 6 млн тенге.

У основных конкурентов казахстанских перевозчиков – российских и белорусских компаний – другие условия для развития. К примеру, в Беларуси с 2018 года освобождены от утильсбора и НДС грузовые машины с полной массой 12–50 т, которые соответствуют стандартам «Евро-6» и с момента выпуска которых прошло не более года.

«Благодаря мерам, принятым для поддержки автоперевозчиков в Беларуси, они смогли обновить свой автопарк, и на сегодняшний день он насчитывает 30 тыс. единиц автотранспорта, в то время как у нас в КазАТО всего 7 тыс. И всего в Казахстане около 16 тыс.», – об этом рассказал представитель КазАТО Бахыт Хусаинов во время выставки Automechanika Astana-2021, которая прошла в конце июня в Нур-Султане.

Россия тоже время даром не теряла. По словам Хусаинова, соседи построили пять новых заводов, которые выпускают различные грузовики. Стараются не отставать в этой гонке и другие региональные игроки. В конце 2020 года Узбекистан отменил утилизационный сбор для грузовиков, выпущенных менее четырех лет назад и отвечающих стандартам «Евро-5».

В Казахстане парк машин, которые курсируют на международных маршрутах, обновляется довольно медленно. По данным директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, с 2016 года отечественные компании приобрели 819 машин.

«Это 136 единиц в год. Можно сказать, мизер. Если в 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных перевозок через Казахстан составляла 52%, то в 2020 году она составила 30–31%. Мы теряем рынок, и сейчас Казахстан забирают иностранные перевозчики. Открываются совместные предприятия России, Беларуси, турецких и литовских компаний», – сказал он.

Уже сейчас, к примеру, при получении трансграничных заказов белорусские транспортные компании с 500–1000 машинами получают преимущество перед казахстанскими, парки которых едва достигают 100 машин. «Белорусы берут вариативностью своих машин, – объясняет руководитель компании-перевозчика Vista Trans Куат Абаев. – Они могут все обязательства перекрыть. Когда у тебя парк 500 единиц, всегда где-то будут машины, если клиенту надо. Плюс тендеры разыгрываются в Европе, соответственно, те же немцы знают белорусов и привлекают их на перегруз и доставку. Те ставят свои машины или просто берут казахские машины».

Однако самое интересное начнется в 2025 году, когда транспортные компании из стран ЕАЭС получат право совершать внутренние перевозки в Казахстане. 

Амрин представил неутешительные прогнозы по развитию отрасли к этому сроку.

«Если мы не подготовимся к реализации этой программы в 2025 году, то продолжим терять рынок, поскольку мы открываем рынок перевозок внутри Казахстана для иностранных компаний из стран ЕАЭС. Их парк очень мощный – они нас в буквальном слове могут задавить. Для нас грузообразующая страна – это Китай. Мы, как Казахстан, являясь транзитной страной, должны зарабатывать не только на транзите (иностранных перевозчиков, но и самостоятельных перевозкахтрансграничных грузов. – «Курсив»). Однако при отсутствии должных мер со стороны правительства мы имеем риск ничего не заработать (на собственных перевозках трансграничных грузов. – «Курсив»), – отметил он.

Конкуренты обгоняют Казахстан

Хусаинов отметил, что казахстанские компании сократили объем перевозки грузов в СНГ в 2017–2020 годах на 9,4%. В то же время перевозчики третьих стран нарастили грузооборот на 59%.

По его словам, отечественные производители не могут полностью удовлетворить потребность перевозчиков в машинах для международных перевозок грузов, которая составляет около тысячи автомобилей в год. Получить комментарии от производителей к моменту сдачи материала в номер не удалось, но в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в которую входят производители, сообщили общие цифры по производству грузовых машин. По данным АКАБ, производство грузовых машин выросло с 1634 единиц в 2017 году до 8240 в 2020 году, или в четыре раза. Однако выпуск дорожных тягачей снизился за указанный период с 224 до 111. В январе – мае 2021 года было произведено 3044 грузовых авто против 2462 годом ранее, в том числе 68 тягачей против 47.

Чтобы стимулировать покупку новых машин, в КазАТО предлагают резко смягчить условия по утильсбору и первичной регистрации машин. 

Речь идет о том, чтобы применять коэффициент не более 11 к базовой ставке утильсбора по нескольким категориям грузовиков полной массой 12–50 т, а также освободить от уплаты сбора за первичную регистрацию. То есть максимально утильсбор по ним составит 1,6 млн тенге по сравнению с 3,1–6 млн в настоящее время.

В НПП это предложение поддержали. «Мы просим снизить коэффициент до пяти по тем категориям, которые вы отметили. Это порядка 700 тыс. тенге (утильсбора. – «Курсив»), которые перевозчики готовы оплачивать, и освободить от сбора за первичную регистрацию», – сказал Амрин.

Он констатировал, что вопрос «очень сложный», поскольку правительство нацелено на поддержку отечественного автопрома. «Вы знаете, что у нас есть производство КамАЗа, сборка МАН, – перечислил спикер. По его словам, за последние три месяца прошло пять совещаний под руководством первого вице-премьера Алихана Смаилова, на которых в том числе обсуждались возможность снижения ставки утильсбора. Напомним, утильсбор и сбор за первичную регистрацию были введены в Казахстане в 2016-м, чтобы стимулировать местный автопром. Дело в том, что в 2014–2015 годах на фоне крепкого тенге республика резко нарастила импорт автомобилей из стран ЕАЭС. С этого импорта не могут взиматься пошлины, но для него можно установить другие барьеры, такие как утильсбор.

Амрин также отметил, что предложения об отмене сбора за первичную регистрацию нашли поддержку у министерств финансов и национальной экономики, когда этот вопрос обсуждался в рабочей группе по налогообложению. Когда республиканская бюджетная комиссия примет решение на этот счет, сбор не нужно будет платить.

А вот насчет снижения ставки утильсбора госорганы настроены категорически против, сообщил Амрин.

Жанболат Мамышевkursiv.kz