Bauma CTT Russia-2021: китайцы пройдут. Но это не страшно

В Москве 26 мая открылась выставка bauma CTT Russia, более известная как «Строительная техника и технологии» — именно так называлось мероприятие до 2017 года, когда оно вошло в «немецкую семью» bauma, проводящую аналогичные выставки в других странах. 

С этой выставки в России традиционно начинается летний сезон всяких околоавтомобильных мероприятий, завершающийся в конце августа Автосалоном/Мотор-шоу. И так получается, что на СТТ всегда хорошая погода: за 20 лет не припоминается ни одного исключения!

В 2020 году bauma CTT Russia из-за коронавирусных ограничений решили не проводить. Поэтому ожидалось, что сейчас производители выдадут залпом все накопившееся за два года. Увы, этого не случилось. Более того: экспозиция секвестировалась раза в полтора по отношению к 2019 году, тоже не лучшему в истории bauma. Причиной тому как общая потеря интереса к массовым публичным мероприятиям со стороны вендоров (дорого и малоэффективно), так и ряд свежих тенденций на рынках строительной и дорожной техники. Главная из которых — рынок уже поделен, налажены устойчивые прямые коммуникации между заводами и закупщиками, там почти нет «щелочек», в которые могут пролезть новые бренды. И если массовая техника типа самосвалов или бульдозеров еще нуждается в определенном пиаре, то сугубо специальные дорожно-строительные машины показывать массовому зрителю вроде как и незачем, кому надо — узнают раньше и полнее, чем на выставке. Отечественные и европейские производители это поняли и скопом отказались от участия в bauma CTT Russia: не было ГАЗа, ЯМЗ, Bremach T-REX, Volvo, Ammann, Hyundai, Wirtgen и десятков других знаменитых брендов, которые прилежно, годами привозили на СТТ свои новинки. За них отдувались всепроникающие китайцы, но и их поубавилось.

Интересно, что качество и продвинутость китайской специализированной техники в последние годы выросли столь значительно, что уже не уступают как минимум южнокорейской. И все больше «китайцев» закупают наши строители и дорожники; техника показывает себя неплохо, разве что поддержка послабее, чем у «грандов» отрасли. Но разница в цене, которая важна даже для лизинговых компаний, делает «китайцев» все более привлекательными.

Давайте пройдемся по стендам и площадкам выставки. Все-таки некоторое количество совсем новой техники на bauma привезли. Начнем традиционно с отечественных автозаводов — КАМАЗа, «Урала» и примкнувшего к ним МАЗа.

КАМАЗ

Камский автозавод наконец-то «раздвинул» гамму машин с новой кабиной К5 и выкатил на обозрение два очень эффектных самосвала — трех- и четырехосный. Индексы у них убийственные: машина с колесной формулой 8х4 называется КАМАЗ 65951-0020001-94, а та, что 6х4, — КАМАЗ 6595-0020001-94. Запомните обязательно, пригодится.

Четырехосный (8х4) КАМАЗ 65951-0020001-94

Самосвалы выглядят круто! Вся светотехника защищена специальными решеточками, новый высокий бампер даже красивее, чем на обычном тягаче К5. Разумеется, он не окрашен — строительному самосвалу это ни к чему. Брутальненько.

Трехосный (6х4) КАМАЗ 6595-0020001-94

Двигатели на самосвалах стоят относительно новые, Р6 910.15-450. Последние три цифры индекса означают мощность. Эти рядные «шестерки» еще по инерции называют «Либхерами», но камазовцы обижаются: какой, на фиг, Liebherr, это КАМАЗ! Коробки передач автоматические, ZF. Водители скажут «большое спасибо», если, конечно, закупщики такой техники не будут экономить на «автоматах».

При полной массе в 50 тонн (8х4) машина может принять 32 тонны груза. Грузоподъемность трехосника поменьше — 25 тонн, равно как и объем кузова: 16 кубов против 20. Кузова «прямоугольного» сечения сделаны на НефАЗе и оснащены продвинутой системой обогрева.

В производство самосвалы К5 пойдут уже в июне, значит, в продаже они появятся в июле-августе. Цена в 9,9 млн рублей за трехосник и 10,6 млн рублей за 8х4 испугать не должна.

Беспилотный КАМАЗ 65119-0007915-5F (8х6) с кабиной К3

Публика удивлялась наличию на стенде КАМАЗа беспилотной машины, но чему удивляться? Именно в этом секторе беспилотники имеют наибольшие шансы на скорое внедрение. Конечно, КАМАЗ 65119-0007915-5F все еще прототип, но не так и далекий от завершенности. Этот фактически сельскохозяйственный грузовик оснащен каким-то невероятным количеством датчиков, включая передний лидар, боковые радары и видеокамеры (последние даже в зеркала встроили). Но вот поговорить об уровне автономности машины на выставке было не с кем: стендисты только плечами пожимали.

МАЗ

У Минского автозавода явная новинка только одна — МАЗ-65262L-515-000R1. Под этим поэтичным названием скрывается первый в истории завода тяжелый полноприводный четырехосник с полной массой 50 тонн. Причем он стоит на оригинальных мазовских мостах.

МАЗ-65262L-515-000R1 8х8

Задняя тележка — произведение инженерного искусства, она держит 32 тонны. Впрочем, как и передняя

На машине установлен китайско-белорусский дизель Weichai и традиционный для МАЗа «автомат» Allison 4500. Заводчане боятся нового витка санкций против Белоруссии из-за недавнего инцидента с посадкой самолета в Минске, который может «отрезать» поставки американских трансмиссий…

Кузов подмосковной фирмы «Бецема» сделан из сталей Hardox 400 и 450 и вмещает 20 кубометров. С таким кузовом машина стоит 13,5 млн рублей. Но купить ее пока нельзя, производство будет готово только к концу года

«Урал»

Этот завод, который то ли имеет еще отношение к Группе ГАЗ, то ли уже не имеет, показал новый самосвал С35510 (6х4) с измененным дизайном бескапотной кабины. Такой машины в производственной программе миасского завода еще не было.

Новый самосвал Урал С35510 (6х4)

Машина, между тем, выпускается уже с полгода, сделали более десяти штук. Грузоподъемность самосвала 21,5 тонны «по паспорту», хотя стендисты называли его «двадцатитонником». Мотор ярославский, ЯМЗ-653 мощностью 420 л.с., а вот мосты и коробка передач китайские, HanDe и FastGear соответственно. Продается такая штука за 5,2 млн рублей. Ну, как продается… Заказать можно, а реально машину сделают только через несколько месяцев, там есть проблемы с поставкой комплектующих для оперения кабины.

«Чайка-сервис»

Нижегородская фирма показала обновленную модель грузового эвакуатора с частичной погрузкой на шасси КАМАЗ 65801 (8х4). «Чайка-сервис» уже строила подобные эвакуаторы, но в этой машине почти полностью переделан задний манипулятор, который теперь может опускаться ниже уровня горизонта. Грузоподъемность надстройки составляет 12 тонн при полезном вылете 1525 мм. Просят за такую машину 27 млн рублей. Дорого, но красиво!

Грузовой и автобусный эвакуатор «Чайка-сервис» 2784 GA

А вот еще интересная машинка от нижегородцев: вроде обычный фургон Fuso Canter TF 8.55. Точнее, бортовая платформа с тентом. Но между кузовом и кабиной встроен пассажирский модуль, четырехместный, обитатели которого могут общаться с водителем через интересное окошко. На выставке на машину давали скидку: вместо 4,74 млн рублей просили 4,16 млн. Не берут?

Fuso Canter TF 8.55 с дополнительным пассажирским модулем от «Чайки-сервис»

Владимирские машины

Не так давно Владимирский моторо-тракторный завод окончательно сыграл в ящик, приказав долго жить. Но дело владимирских тракторостроителей живет! А бренд «Владимирец» сократили до более актуального «Владимир» — именно так называются тракторы, которые выпускают на Камешковском механическом заводе (КаМЗ), что во Владимирской области. Именно туда, на КаМЗ, ушла работать небольшая группа конструкторов и технологов покойного ВМТЗ. А трактор этот первоначально вообще хотели выпускать на Ковровском электромеханическом заводе.

Один из 14 собранных экземпляров трактора «Владимир»

Рыночная ниша у новообразованного производителя иная, они хотят делать маленькие машины — для частников, для ЖКХ. Обещали начать производство еще в 2019 году, а в 2020-м выдать не менее 1000 штук, но пока что-то не получается. Собрали только 14 экземпляров, часть раздали потенциальным дилерам…

Трактор «Владимир» разработан чешской фирмой ZETOR. Получился этакий винегрет из компонентов: кабина своя, двигатель китайский (Changchai 4G50T) мощностью 50 л.с., остальное тоже в основном из Китая, но что-то в трансмиссии есть и итальянское (не очень понятно, что). Это такой мучительный проект-долгострой, он периодически всплывает в СМИ, но о нем быстро забывают. Возможно, после выставки начнутся хоть какие-то продажи.

А пока суд да дело, КаМЗ показал еще одну машину, рыночная судьба которой может стать более успешной. Это погрузчик с боковым поворотом ПМК 800. Собран он, разумеется, на китайских компонентах (двигатель Xinchai 48 л.с.), но железо наше, родное.

Погрузчик ПМК 800

Вдогонку к ПМК 800: производственное объединение «Вулкан» из Питера показало свою новинку — погрузчик «Митракс» МП-635. Это шарнирно-сочлененная конструкция с телескопической стрелой, оснащаемая 35-сильным дизелями Yanmar, Kubota или даже ММЗ. «Митракс» — очень прогрессивная и сложная конструкция, там применена гидростатическая трансмиссия с гидромотором в каждом из колес (привод, разумеется, полный), самовыравнивающаяся стрела и много чего еще.

Погрузчик «Митракс» МП-635

Завод Дорожных Машин

Это рыбинское предприятие — завсегдатай профильных выставок. Рыбинцы год от года показывали неказистые, топорно сделанные грейдеры. А теперь вдруг выкатили красивый двухвальцовый вибрационный каток. Сама модель — не новая, выпускается как минимум пару лет, но вот именно эта модификация VG свежая. Там много изменений, в частности, увеличили с 40 до 55 Гц частоту, доработали кабину. Собственно, шикарной стеклянной кабиной она и привлекла внимание.

Фото: автора

Сергей Цыгановwww.drom.ru