г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
INFO@TS035.RU
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [246] => Array
                (
                    [ID] => 246
                    [NAME] => Магазин Вологда
                    [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
                    [EMAIL] => info@ts035.ru
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                            [VALUE] => +78172754040
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 226
            [NAME] => Магазин
            [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
            [EMAIL] => INFO@TS035.RU
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                    [VALUE] => +78202302050
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Как запутать граждан и нивелировать значимость тахографа?

Как отказаться от функций контроля и придать тахографу статус бесполезного прибора, а главное, зачем? О законах и нормативных актах, регулирующих использование тахографов, рассказывает вице-президент ассоциации Тахографический центр Геннадий Святославович Мирошин.

Обязательные требования к тахографу - этой теме посвящена очередная статья нашего сайта, которая продолжает цикл статей об обязательных требованиях в Российской Федерации (предыдущая статья на эту тему).

Тахограф – это прибор контроля, или это просто один из видов продукции, имеющий исключительно потребительские свойства? Ответ на этот вопрос с правовых позиций раскрывает суть той спекуляции, которая существует в информационном поле.

Можно ли забыть о требованиях к прибору контроля и считать тахограф только обычным продуктом на рынке, который приобретается с непонятными целями и для собственных нужд. При этом еще и утвердить законом обязанность перевозчиков приобретать данный прибор – это мечта недалеких маркетологов, которые не смогли найти свое место на рынке потребительских услуг и пытаются обеспечить себе рынок с помощью государства.

Хорошо, что в действительности этого не случилось, да и не могло случиться, потому что государство намного умнее такого рода горе маркетологов. Если государство обязывает перевозчиков оснащаться тахографами, то для этого есть цель – обеспечение безопасности граждан, участвующих в дорожном движении, и эта цель достигается за счет функций, которые обеспечивает тахограф для выполнения процедур контроля.

Именно поэтому тахограф – это не просто продукция, это еще и прибор контроля.

В действительности набор обязательных требований к тахографу содержит и обязательные требования к продукции (как это предусмотрено в случае с любой продукцией) и не менее обязательные требования к тахографу, как к прибору контроля, обладающему специфическими функциями, обеспечивающими этот самый контроль.

Поэтому однобокий подход к тахографу, как к объекту технического регулирования (читай ограниченный только требованиями к продукции) в нашей правовой среде нежизнеспособен, но такой избирательный подход постоянно встречается в реальной жизни.

К сожалению, не обладая специфическими юридическими знаниями, иногда сложно разобраться в том, что обязательные требования размещены по нескольким законам, и что нужно понимать, что есть требования к продукции (не отравить, не взорвать, не убить, не повредить и прочие свойства безопасной эксплуатации продукции), а есть требования к прибору контроля (измерить контрольные параметры, надежно сохранить измеренные величины, выдать данные контролеру в юридически значимом виде), и оба эти набора требований обязательны к исполнению. Именно эта сложность интерпретации правовых актов и позволяет некоторым «экспертам» поворачивать нормативную базу в сторону своих коммерческих интересов.

Для этого используются выдержки из законов:

Из закона «О техническом регулировании»: «обязательные требования в области технического регулирования» содержатся только в технических регламентах. Легко можно ввести перевозчика в заблуждение, акцентируя внимание на словах: «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования» и опуская положение: «в области технического регулирования», тем более, что мало кто из граждан хорошо погружен в понимание того, что входит в «область технического регулирования». А для тех, кто все же обратит внимание на область применения, можно подменить это юридическое понятие на бытовое: «технические требования». Из этого делается неправомерный вывод, что обязательными техническими требованиями являются только требования, содержащиеся в технических регламентах. А это обман чистой воды – нет такого в тексте закона.Из закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» берется выдержка: «Порядок установления обязательных требований к продукции … определяется … законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.». В этом требовании закона все правильно, но умышленно опускается понимание, того, что данное положение касается только производства и эксплуатации «продукции» и не касается иных видов деятельности, например, контрольно-надзорной деятельности и необходимых для этого функций прибора, который при этом безусловно также является и «продукцией». В результате манипуляций с нормами закона получается, что иных обязательных требований, кроме требований технических регламентов, не существует в природе. А это обман. В правовом поле требования технических регламентов в отношении продукции устанавливают минимально необходимый набор требований, который обеспечит безопасность этой продукции при ее использовании.

Например, молочнокислая продукция должна содержать определенный набор и количественное содержание бактерий, чтобы граждане не отравились – это требование в области технического регулирования; электротехническая продукция, подключаемая к сети 220 вольт, не должна ударить током потребителя при ее правильной эксплуатации – это тоже требование в области технического регулирования; химическая продукция должна иметь упаковку, предохраняющую пользователя от химического отравления и так далее. Каждый вид продукции при использовании должен обеспечить безопасность потребителя и окружающей среды.

Простыми словами – это и есть область технического регулирования, а вовсе не все и не любые технические требования. С учетом этой правовой позиции, изложенной в Федеральном Законе «О техническом регулировании», требования технического регламента к тахографу содержат только те положения, которые обеспечат безопасность потребителя и окружающей среды в то время, когда тахограф будет использоваться. Никаких иных обязательных требований к тахографу технический регламент содержать не может, и на это есть прямой запрет в том же законе.

Ответ на вопрос, где же искать иные и при этом не менее «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования» есть в Федеральном Законе «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Статья 2 закона гласит:

«1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.»

И еще:

«3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.»

Таким образом любой из Федеральных Законов, а не только закон «О техническом регулировании» может устанавливать любые «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования», в том числе и чисто технического характера.

При этом если требования, установленные каким-либо законом, будут касаться какого-либо объекта, который является продукцией, то безусловно этот объект (в качестве продукции) должен также соответствовать и требованиям технического регламента. Требования в области технического регулирования никак не исключают другие, в том числе и чисто технические, требования в области обеспечения безопасности дорожного движения. А если этот же объект еще выступает и в качестве средства измерения, то дополнительно к вышеперечисленным требованиям, он должен соответствовать требованиям к средствам измерения в области регулирования единства измерений. А если этот же объект должен обеспечивать защиту информации, то он должен соответствовать требованиям по защите информации. И этот перечень может продолжаться далее в зависимости от предназначения объекта. В случае, если бы мы ограничились только техническим регламентом, то было бы невозможно применить вышеуказанный объект с теми функциями и для тех целей, которые определил тот или иной закон.

В отношении тахографа так и происходит - тахограф должен иметь:

подтверждение соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011, свидетельство об утверждении типа средства измерения, подтверждение положительного результата поверки средства измерения, соответствие требованиям ДОПОГ и ТР ТС 012/2011 в случае применения в автомобилях, перевозящих опасный груз,подтверждение об учете модели тахографа в перечне моделей тахографов,подтверждение положительного результата испытаний по оценке влияния и защиты данных, подтверждение выполненной активизации,подтверждение действующей настройки.

И все эти нормы следуют из различный нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

С наступлением нового 2021 года сторонниками ограниченного восприятия правовых норм был выдвинут новый тезис о том, что с 1 января 2021 года перестает действовать Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы (далее 1213-ПП). В рамках этого предположения они также считают недействующими приказы, выпущенные в развитие этого Постановления, это: Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (далее 440-ПМ) и Приказ Минтранса России от 26.10.2020 N 438 Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами (далее 438-ПМ). Ссылка при этом идет на положения Федерального Закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». В котором все нормативные акты, содержащие обязательные требования, должны были пройти через регуляторную гильотину, и в результате быть отменены до 1 января 2021 года. А с 1 января 2021 года должны были быть выпущены новые нормативные акты, содержащие обязательные требования. А все акты, которые не были выпущены заново, становятся недействующими.

При поверхностном подходе – это похоже на правду, но на самом деле, это пример очередной подмены понятий или непонимания сути регуляторной гильотины.

Если внимательно разбираться в сути регуляторной гильотины, то станет понятно, что отмене и переизданию подлежат только те нормативные акты, которые содержат обязательные требования, оценка соответствия которых осуществляется надзорными органами.

Постановление 1213-ПП не содержит обязательных требований, подлежащих контролю со стороны надзорных органов, следовательно, в рамках гильотины не рассматривается и не отменяется, а продолжает действовать.

Что же и на каком основании содержит постановление 1213-ПП?

Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» определил, что ПОРЯДОКустановления обязательных требований к тахографам, правила их использования, обслуживания, контроля их работы и категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также порядок оснащения транспортных средств тахографами определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, не сами обязательные требования устанавливаются Правительством, а только порядок их установления. Поэтому сами обязательные требования в тексте постановления 1213-ПП отсутствуют.

А теперь разберемся на каком основании постановление 1213-ПП определяет порядок установления обязательных требований?

Вспомним положения Федерального Закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:

«3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.»

Совместим их с положениями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»:

«Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: …

оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. …»

Конкретные «случаи и пределы», в которых устанавливаются обязательные требования, определены в законе: требования устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.

Таким образом, Правительство в своем постановлении 1213-ПП в пределах полномочий, назначенных законом, определило ПОРЯДОК установления обязательных требований (напоминаем, не сами требования, а только порядок их установления). Этот порядок определяет, что обязательные требования устанавливаются в 2 приказах: 440-ПМ и 438-ПМ.

Из всего вышесказанного очевидно, что согласно Федеральному Закону «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и с учетом его положений, в приказах Минтранса: 440-ПМ и 438-ПМ установлены ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования. И эти требования так же обязательны, как и требования технических регламентов и иных нормативных актов, поскольку установлены полностью в соответствии с положениями закона.

И в заключение! Где следует посмотреть модель тахографа, чтобы эта модель соответствовала обязательным требованиям, установленным в рамках правового поля Российской Федерации? Ответ следует искать в тексте обязательных требований Приказа Минтранса №440 – такая модель должна быть учтена в перечне ФБУ «Росавтотранс». Если модель отсутствует в вышеуказанном перечне, то обязательным требованиям к тахографу она не соответствует, даже в том случае, если на эту модель выпущены сертификаты соответствия техническому регламенту ТР ТС 018/2011 и проведена поверка средства измерения.

Ссылка на сайт Ассоциации «Тахоцентр» https://tahograf.online/category/экспертное-мнение/

Автор статьи: Г.С. Мирошин, Вице-Президент Ассоциации «Тахографический центр»