г. Вологда, ул. Гагарина, 83
г. Череповец ул. Боршодская, д.4
info@ts035.ru
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [226] => Array
                (
                    [ID] => 226
                    [NAME] => Магазин
                    [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
                    [EMAIL] => INFO@TS035.RU
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                            [VALUE] => +78202302050
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 246
            [NAME] => Магазин Вологда
            [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
            [EMAIL] => info@ts035.ru
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                    [VALUE] => +78172754040
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8202) 30-20-50
г. Череповец ул. Боршодская, д.4
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Ротенберг, Шипелов, Тыгин? Появился лоббист татарстанского Платона. Чем это закончится?

Лоббистом идеи обложения данью тех, кто пользуется дорогами регионального значения, выступил один из самых одиозных функционеров Татарстана. Грузоперевозчики считают, что никаких значительных вливаний в бюджет республики это не принесёт.

Председатель правления объединения перевозчиков города Казани Владислав Абрамов в качестве примера приводит ситуацию с федеральным Платоном: несмотря на красивые отчёты, поток поступлений в бюджет дорожного фонда от Платона на общем фоне все эти годы остаётся ничтожным. Зато федеральный Платон помогает обогащаться вполне конкретным бизнесменам — Игорю Ротенбергу, Андрею Шипелову... Последний должен быть хорошо известен татарстанцам. Компания АО РТ-Инвест, которую он возглавляет, обещает осчастливить Казань мусоросжигательным заводом в Осиново.

— Я тоже видел новости об этом предложении Александра Тыгина, но не нашёл никаких обоснований, цифр...

— А цифр никаких и не было. Тыгин просто хотелки озвучил — и всё. Цифры они потом подгонят под это дело… Если можно, я с самого начала расскажу. Первым был всероссийский Платон, его лоббистом был бывший министр транспорта Максим Соколов. Какие только цели он в этот Платон не закладывал!.. Говорил, что они соберут денег на дорожное строительство, построят дороги мосты… Обеление рынка, борьба с контрафактом, собираемость налогов… В общем, какие только цели не заявлял!..

Пять лет прошло, какие результаты мы видим? Обогатился и стал долларовым миллиардером Игорь Аркадьевич Ротенберг, который владелец этого Платона…

—​ Он именно после внедрения федерального Платона в списочек миллиардеров угодил?

— В начале 2018 года он стал долларовым миллиардером, а федеральный Платон, напомню, ввели в 2015-м. Там, конечно, не только Платон, наверняка у него немалые доходы есть и помимо этого — но тем не менее…

Игорь Ротенберг (фото Idel.Реалии)

Теперь информация с сайта Платона: за это время они собрали 130 млрд руб., из которых 55 млрд руб. забрал концессионер, РТ-Инвест, за свои услуги (уточним: согласно данным из открытых источников, оператором системы является всё-таки компания РТ-Инвест Транспортные системы (РТИТС), 23,5 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу; 50 % — тому самому АО РТ-Инвест, в которой государственная корпорация Ростех владеет долей в 25 %; Шипелову Андрею Евгеньевичу — 19 %; Замкову Антону Сергеевичу — 7,5 % — Idel.Реалии).

Ещё 27 млрд руб. распоряжением правительства РФ вернулось в регионы в качестве выпадающих доходов от транспортного налога. Потому что те, кто платил Платону, не платили транспортный налог. Но транспортный налог — региональный. Поэтому губернаторы возмутились, и им с Платона тоже 27 млрд руб. перечислили — за первые три года…

Администрирование этого побора тоже чего-то стоит. Этим занимаются налоговая инспекция, Ространснадзор, таможня... Раньше ещё ГИБДД занималась. Вот сколько структур вовлечено — и их услуги тоже чего-то стоят. По факту мы не получаем ничего. Хотя они заявляют, что 2,5 тыс. км дорог они отремонтировали, 130 мостов… 

Они весь дорожный фонд теперь приписывают в заслуги Платону — хотя консолидированный дорожный фонд в год составляет почти 1,5 триллиона рублей, а [ежегодный] вклад Платона, если вычесть всё, что я упомянул, ну где-то 10 миллиардов…

Фактически создана частная фискальная структура, которая обложила всех перевозчиков и собирает с них деньги. Взамен не дают ничего.

В условиях перманентного кризиса — а в этом году и пандемии коронавируса ещё — подобные инициативы возникают как из рога изобилия. Платон, автоматический весовой контроль, тахографы, отмена ЕНВД… А теперь вот, значит, и региональные платоны собираются ввести. И мы не сомневаемся, что они их введут. Потому что, когда Платон только задумывался, мы говорили ещё тогда: ты им только руку дай, они на шею сами заберутся. Оплатонены будут и легковые, и малотоннажные машины, и автобусы…

Показательно, что в нашей республике эту инициативу транслировал бывший мэр Зеленодольска, печально знаменитый выселениями людей из якобы ветхого жилья. Не сомневаемся, что это не его личная инициатива, а бизнес-структур каких-то, которые точно так же, без конкурса возьмут эту концессию и будут зарабатывать. Слишком лакомый кусок, чтобы от него могли отказаться.

Александр Тыгин (фото Idel.Реалии)

Из-за российского Платона десятки тысяч перевозчиков бросили бизнес. Произошло перераспределение рынка грузовоперевозок. Частников стало меньше, хотя раньше они несли основную нагрузку — где-то порядка 80 процентов перевозок. А сейчас всё сместилось в пользу крупных монополистов, которые тысячи машин имеют, передел рынка идёт в пользу их. Частников всё меньше и меньше — и поэтому протестная активность снижается: нет базы. Крупные компании не бастуют никогда и в стачках не участвуют.

— Крупные, видимо, и так с властью всегда договорятся? Да и расходы, наверное, для них не такие существенные?

— Да нет, существенные. Для них это тоже — существенно. Но все свои издержки они компенсируют за счёт эксплуатации рабского труда наёмных водителей. Они заставляют их больше ездить, всякие бонусы убирают, вводят систему штрафов, наказаний всяких…

Но вернёмся к инициативе Тыгина. Мы уверены, что если эта инициатива пройдёт — а она, скорее всего, пройдёт — то какие-то очень известные люди Татарстана будут заниматься этой темой. Потому что это — деньги из воздуха. За каждую машину, за каждый оборот колеса надо будет сколько-то платить.

И никаких цифр не приводится, хотя президент Татарстана еще в 2015 году поручил создать рабочую группу, которая должна была промониторить влияние Платона на рынок грузоперевозок. Тогда была высказана мысль, что, спасаясь от Платона, весь поток грузоперевозчиков с федеральных дорог уйдет на региональные. Насколько я в курсе, никакого мониторинга не было. Да и смысла для перевозчиков так перестраивать свои маршруты нету.

— Почему?

— Во-первых там (на дорогах регионального значения) населенные пункты, светофоры, пешеходы… Скорость падает, а расстояние увеличивается. То есть мы не экономим ни по топливу, ни по времени.

По моему мнению, как перевозчика с 25-летним стажем, самый короткий, дешевый и эффективный путь попасть из Москвы в Набережные Челны (даже с учётом Платона) — эти всё-таки проехать по федеральной трассе. Никакие круги по региональным дорогам никто не наматывает.

Предлагаем господину Тыгину проложить в обход федеральной трассы хотя бы маршрут от Казани до Челнов. Как он это сделает, я не знаю. У них никакой аналитики, никаких цифр — нет. Единственное, что есть, их хотелки. Чтобы ещё какой-то был ручеёк дохода с перевозчиков.

— Просто хотим?

— Да. Просто хотим — и всё. Они же ставят вопрос как. Машины с перевозчиками созданы для того, чтобы их доить. Но дороги — это кровеносная система России. Мы по этим сосудам снабжаем рынок. Если на нас какие-то ограничения накладывать, это отразится на всей экономике. Каждый человек почувствует.

Хотя к тому же Платону сейчас все перевозчики адаптировались. Я умышленно не говорю Все стали платить, я говорю — адаптировались. Есть очень много относительно законных методов, чтобы не платить эти сборы.

— В начале нашей беседы вы упомянули, что региональные бюджеты из-за Платона не досчитались сборов транспортного налога…

— Это первые три года только было. Сейчас это уже отменили. В начале было как? Чтобы нам кинуть кость какую-то, когда протестные акции были, постановили: те, кто платит Платон, могут эту сумму вычесть из транспортного налога. Но это — налог региона. И поэтому правительство РФ из средств Платона стало возвращать деньги регионам. Например, мы транспортный налог — 500 млн руб. — не доплатили в бюджет Татарстана, федеральный центр республике это компенсировал. Хотя вот это вот перекладывание денег из одного кармана в другой — просто глупость несусветная!

Понятно, что и региональный Платон — просто очередной бизнес-проект, чьи-то хотелки, чей-то будет источник дохода. Никакого существенного изменения качества дорог не будет! Просто они всё дорожное строительство будут списывать на заслуги Платона. Хотя, повторюсь, никаких заслуг у того же федерального Платона нет. Денег собирается на уровне статистической погрешности. Федеральный дорожный фонд — 1,5 трлн руб. А с Платона остаётся порядка 8-10 млрд руб. Капля в море, доля процента…

— То есть, по сути на дороги стали тратить даже меньше — только водители, непонятно зачем, платят больше? Потому что появилась ещё одна прокладочка…

— Совершенно верно. Это для государства поток выходит ничтожный, а для одного человека там поток более чем достаточный. Он купит себе яхты, построит дворцы… Ему на жизнь вполне хватит. И вот каждая такая инициатива у нас в стране всегда привязана к какой-то конкретной финансовой группе.

— Или даже к нескольким. Помимо Ротенберга-младшего в числе выгодоприобретателей вы упомянули РТ-Инвест. Это тот самый РТ-инвест, который связан с Ростехом и собирается строить мусоросжигательные заводы по всей стране, включая Татарстан?

— Да. Где дурно пахнет, там появляется РТ-Инвест.

— То есть вот этот самый Андрей Шипелов, генеральный директор АО РТ-Инвест, в союзе с Ротенбергами имеет ещё и какой-то доход с Платона?

— Да. Практически во всех дорожных инициативах они участвуют. Весовой контроль, тахографы — это всё их какие-то дочки. Ответвления какие-то от Ростеха…

Андрей Шипелов (фото Idel.Реалии)

— В России ещё где-то региональные аналоги Платона успели предложить и внедрить? Или Татарстан, как обычно, оказался первый?

— Татарстан как обычно оказался впереди планеты всей. Артём Прокофьев из КПРФ выступил с законодательной инициативой отменить Платон вообще, объявить его вне закона. Это было ещё в 2016 или 2017 году. Но Госсовет, естественно, отмёл этот проект. А теперь из Татарстана слышится: давайте региональные платоны введём! И я не сомневаюсь, что Татарстан будет первым, а за ним по проторенной дорожке пойдут другие регионы. Хотя на самом деле это будет удар по экономике того же Татарстана.

— Почему?

— Смотрите. Есть, допустим, предприятие в Заинске, где делают каменную вату. Потребителю, например, будет стоить привезти эту вату из Рязани столько-то, а из Заинска — столько-то. Плюс тут ещё наложится региональный Платон, а в Рязани — нет. И потребитель поедет туда, потому что там дешевле обойдётся доставка. Наш производитель пострадает.

Может, это и ощутят не все и не сразу, но всё равно — капля за каплей… Тут немного Платон заберёт, там — весовой контроль… Клиенту будет невыгодно ездить в Татарстан, и пострадают наша экономика, наши предприятия, наши перевозчики… И мы не сомневаемся, что пройдёт какое-то время, и станет, как и в случае с федеральным Платоном, очевидно, что никакого толку для экономики нет: бизнес-структуры делят наши деньги, а мы потеряли несколько тысяч перевозчиков…

Андрей Григорьевwww.idelreal.org