Лоббистом идеи обложения данью тех, кто пользуется дорогами регионального значения, выступил один из самых одиозных функционеров Татарстана. Грузоперевозчики считают, что никаких значительных вливаний в бюджет республики это не принесёт.
Председатель правления объединения перевозчиков города Казани Владислав Абрамов в качестве примера приводит ситуацию с федеральным Платоном: несмотря на красивые отчёты, поток поступлений в бюджет дорожного фонда от Платона на общем фоне все эти годы остаётся ничтожным. Зато федеральный Платон помогает обогащаться вполне конкретным бизнесменам — Игорю Ротенбергу, Андрею Шипелову... Последний должен быть хорошо известен татарстанцам. Компания АО РТ-Инвест, которую он возглавляет, обещает осчастливить Казань мусоросжигательным заводом в Осиново.
— Я тоже видел новости об этом предложении Александра Тыгина, но не нашёл никаких обоснований, цифр...
— А цифр никаких и не было. Тыгин просто хотелки озвучил — и всё. Цифры они потом подгонят под это дело… Если можно, я с самого начала расскажу. Первым был всероссийский Платон, его лоббистом был бывший министр транспорта Максим Соколов. Какие только цели он в этот Платон не закладывал!.. Говорил, что они соберут денег на дорожное строительство, построят дороги мосты… Обеление рынка, борьба с контрафактом, собираемость налогов… В общем, какие только цели не заявлял!..
Пять лет прошло, какие результаты мы видим? Обогатился и стал долларовым миллиардером Игорь Аркадьевич Ротенберг, который владелец этого Платона…
— Он именно после внедрения федерального Платона в списочек миллиардеров угодил?
— В начале 2018 года он стал долларовым миллиардером, а федеральный Платон, напомню, ввели в 2015-м. Там, конечно, не только Платон, наверняка у него немалые доходы есть и помимо этого — но тем не менее…
Игорь Ротенберг (фото Idel.Реалии)Теперь информация с сайта Платона: за это время они собрали 130 млрд руб., из которых 55 млрд руб. забрал концессионер, РТ-Инвест, за свои услуги (уточним: согласно данным из открытых источников, оператором системы является всё-таки компания РТ-Инвест Транспортные системы (РТИТС), 23,5 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу; 50 % — тому самому АО РТ-Инвест, в которой государственная корпорация Ростех владеет долей в 25 %; Шипелову Андрею Евгеньевичу — 19 %; Замкову Антону Сергеевичу — 7,5 % — Idel.Реалии).
Ещё 27 млрд руб. распоряжением правительства РФ вернулось в регионы в качестве выпадающих доходов от транспортного налога. Потому что те, кто платил Платону, не платили транспортный налог. Но транспортный налог — региональный. Поэтому губернаторы возмутились, и им с Платона тоже 27 млрд руб. перечислили — за первые три года…
Администрирование этого побора тоже чего-то стоит. Этим занимаются налоговая инспекция, Ространснадзор, таможня... Раньше ещё ГИБДД занималась. Вот сколько структур вовлечено — и их услуги тоже чего-то стоят. По факту мы не получаем ничего. Хотя они заявляют, что 2,5 тыс. км дорог они отремонтировали, 130 мостов…
Они весь дорожный фонд теперь приписывают в заслуги Платону — хотя консолидированный дорожный фонд в год составляет почти 1,5 триллиона рублей, а [ежегодный] вклад Платона, если вычесть всё, что я упомянул, ну где-то 10 миллиардов…
Фактически создана частная фискальная структура, которая обложила всех перевозчиков и собирает с них деньги. Взамен не дают ничего.
В условиях перманентного кризиса — а в этом году и пандемии коронавируса ещё — подобные инициативы возникают как из рога изобилия. Платон, автоматический весовой контроль, тахографы, отмена ЕНВД… А теперь вот, значит, и региональные платоны собираются ввести. И мы не сомневаемся, что они их введут. Потому что, когда Платон только задумывался, мы говорили ещё тогда: ты им только руку дай, они на шею сами заберутся. Оплатонены будут и легковые, и малотоннажные машины, и автобусы…
Показательно, что в нашей республике эту инициативу транслировал бывший мэр Зеленодольска, печально знаменитый выселениями людей из якобы ветхого жилья. Не сомневаемся, что это не его личная инициатива, а бизнес-структур каких-то, которые точно так же, без конкурса возьмут эту концессию и будут зарабатывать. Слишком лакомый кусок, чтобы от него могли отказаться.
Александр Тыгин (фото Idel.Реалии)Из-за российского Платона десятки тысяч перевозчиков бросили бизнес. Произошло перераспределение рынка грузовоперевозок. Частников стало меньше, хотя раньше они несли основную нагрузку — где-то порядка 80 процентов перевозок. А сейчас всё сместилось в пользу крупных монополистов, которые тысячи машин имеют, передел рынка идёт в пользу их. Частников всё меньше и меньше — и поэтому протестная активность снижается: нет базы. Крупные компании не бастуют никогда и в стачках не участвуют.
— Крупные, видимо, и так с властью всегда договорятся? Да и расходы, наверное, для них не такие существенные?
— Да нет, существенные. Для них это тоже — существенно. Но все свои издержки они компенсируют за счёт эксплуатации рабского труда наёмных водителей. Они заставляют их больше ездить, всякие бонусы убирают, вводят систему штрафов, наказаний всяких…
Но вернёмся к инициативе Тыгина. Мы уверены, что если эта инициатива пройдёт — а она, скорее всего, пройдёт — то какие-то очень известные люди Татарстана будут заниматься этой темой. Потому что это — деньги из воздуха. За каждую машину, за каждый оборот колеса надо будет сколько-то платить.
И никаких цифр не приводится, хотя президент Татарстана еще в 2015 году поручил создать рабочую группу, которая должна была промониторить влияние Платона на рынок грузоперевозок. Тогда была высказана мысль, что, спасаясь от Платона, весь поток грузоперевозчиков с федеральных дорог уйдет на региональные. Насколько я в курсе, никакого мониторинга не было. Да и смысла для перевозчиков так перестраивать свои маршруты нету.
— Почему?
— Во-первых там (на дорогах регионального значения) населенные пункты, светофоры, пешеходы… Скорость падает, а расстояние увеличивается. То есть мы не экономим ни по топливу, ни по времени.
По моему мнению, как перевозчика с 25-летним стажем, самый короткий, дешевый и эффективный путь попасть из Москвы в Набережные Челны (даже с учётом Платона) — эти всё-таки проехать по федеральной трассе. Никакие круги по региональным дорогам никто не наматывает.
Предлагаем господину Тыгину проложить в обход федеральной трассы хотя бы маршрут от Казани до Челнов. Как он это сделает, я не знаю. У них никакой аналитики, никаких цифр — нет. Единственное, что есть, их хотелки. Чтобы ещё какой-то был ручеёк дохода с перевозчиков.
— Просто хотим?
— Да. Просто хотим — и всё. Они же ставят вопрос как. Машины с перевозчиками созданы для того, чтобы их доить. Но дороги — это кровеносная система России. Мы по этим сосудам снабжаем рынок. Если на нас какие-то ограничения накладывать, это отразится на всей экономике. Каждый человек почувствует.
Хотя к тому же Платону сейчас все перевозчики адаптировались. Я умышленно не говорю Все стали платить, я говорю — адаптировались. Есть очень много относительно законных методов, чтобы не платить эти сборы.
— В начале нашей беседы вы упомянули, что региональные бюджеты из-за Платона не досчитались сборов транспортного налога…
— Это первые три года только было. Сейчас это уже отменили. В начале было как? Чтобы нам кинуть кость какую-то, когда протестные акции были, постановили: те, кто платит Платон, могут эту сумму вычесть из транспортного налога. Но это — налог региона. И поэтому правительство РФ из средств Платона стало возвращать деньги регионам. Например, мы транспортный налог — 500 млн руб. — не доплатили в бюджет Татарстана, федеральный центр республике это компенсировал. Хотя вот это вот перекладывание денег из одного кармана в другой — просто глупость несусветная!
Понятно, что и региональный Платон — просто очередной бизнес-проект, чьи-то хотелки, чей-то будет источник дохода. Никакого существенного изменения качества дорог не будет! Просто они всё дорожное строительство будут списывать на заслуги Платона. Хотя, повторюсь, никаких заслуг у того же федерального Платона нет. Денег собирается на уровне статистической погрешности. Федеральный дорожный фонд — 1,5 трлн руб. А с Платона остаётся порядка 8-10 млрд руб. Капля в море, доля процента…
— То есть, по сути на дороги стали тратить даже меньше — только водители, непонятно зачем, платят больше? Потому что появилась ещё одна прокладочка…
— Совершенно верно. Это для государства поток выходит ничтожный, а для одного человека там поток более чем достаточный. Он купит себе яхты, построит дворцы… Ему на жизнь вполне хватит. И вот каждая такая инициатива у нас в стране всегда привязана к какой-то конкретной финансовой группе.
— Или даже к нескольким. Помимо Ротенберга-младшего в числе выгодоприобретателей вы упомянули РТ-Инвест. Это тот самый РТ-инвест, который связан с Ростехом и собирается строить мусоросжигательные заводы по всей стране, включая Татарстан?
— Да. Где дурно пахнет, там появляется РТ-Инвест.
— То есть вот этот самый Андрей Шипелов, генеральный директор АО РТ-Инвест, в союзе с Ротенбергами имеет ещё и какой-то доход с Платона?
— Да. Практически во всех дорожных инициативах они участвуют. Весовой контроль, тахографы — это всё их какие-то дочки. Ответвления какие-то от Ростеха…
Андрей Шипелов (фото Idel.Реалии)— В России ещё где-то региональные аналоги Платона успели предложить и внедрить? Или Татарстан, как обычно, оказался первый?
— Татарстан как обычно оказался впереди планеты всей. Артём Прокофьев из КПРФ выступил с законодательной инициативой отменить Платон вообще, объявить его вне закона. Это было ещё в 2016 или 2017 году. Но Госсовет, естественно, отмёл этот проект. А теперь из Татарстана слышится: давайте региональные платоны введём! И я не сомневаюсь, что Татарстан будет первым, а за ним по проторенной дорожке пойдут другие регионы. Хотя на самом деле это будет удар по экономике того же Татарстана.
— Почему?
— Смотрите. Есть, допустим, предприятие в Заинске, где делают каменную вату. Потребителю, например, будет стоить привезти эту вату из Рязани столько-то, а из Заинска — столько-то. Плюс тут ещё наложится региональный Платон, а в Рязани — нет. И потребитель поедет туда, потому что там дешевле обойдётся доставка. Наш производитель пострадает.
Может, это и ощутят не все и не сразу, но всё равно — капля за каплей… Тут немного Платон заберёт, там — весовой контроль… Клиенту будет невыгодно ездить в Татарстан, и пострадают наша экономика, наши предприятия, наши перевозчики… И мы не сомневаемся, что пройдёт какое-то время, и станет, как и в случае с федеральным Платоном, очевидно, что никакого толку для экономики нет: бизнес-структуры делят наши деньги, а мы потеряли несколько тысяч перевозчиков…
Андрей Григорьевwww.idelreal.org