г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
INFO@TS035.RU
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [246] => Array
                (
                    [ID] => 246
                    [NAME] => Магазин Вологда
                    [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
                    [EMAIL] => info@ts035.ru
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                            [VALUE] => +78172754040
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 226
            [NAME] => Магазин
            [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
            [EMAIL] => INFO@TS035.RU
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                    [VALUE] => +78202302050
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Как нарушители по Платону пополняют дорожный фонд

За пять лет с момента запуска госсистемы «Платон» дорожный фонд России пополнился на 130 млрд рублей. Интересно, что свою лепту в это внесли и нарушители, пытающиеся уклониться от соблюдения закона, с них Ространснадзор взыскал более 6,6 млрд рублей.

Эти деньги согласно Бюджетному кодексу, были напрямую направлены на ремонт дорог. Взимание «покилометровой» платы с грузоперевозчиков и логистических компаний за федеральные трассы позволило ускорить строительство и ремонт 130 мостов и более 3,3 тыс. км дорог. 

Об этом «Известиям» сообщили в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» — операторе «Платона». В отличие от систем фото- и видеофиксации нарушений на дорогах штрафы в этом случае — не источник дохода, а инструмент создания равных условий для предпринимателей, считают эксперты, опрошенные «Известиями». А грузоперевозчики настаивают на необходимости постоянного мониторинга и исключения новых способов ухода от оплаты.

Весь рынок — в одной системе

По итогам пяти лет работы в государственной системе «Платон» зарегистрировались 1,4 млн грузовиков, владельцы которых более 606 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний. Среди них 69% — физические лица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели, отмечается в статистике, опубликованной на сайте «Платона».

По опыту работы систем, аналогичных «Платону», в Европе, в частности в Германии, Словакии, пять лет — достаточный срок для необходимой адаптации системы, отмечает управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян.

— Мы видим, что объем регистрации в «Платоне» все эти годы растет и достигает того уровня, когда можно говорить о полноценном охвате большей части рынка. Если логистические компании, грузовладельцы, крупные и средние перевозчики достаточно быстро подключились к работе в системе, то на данный момент, судя по статистике, уже зарегистрирована и значительная доля мелких перевозчиков, которые составляют большинство в индустрии коммерческих автоперевозок, — сказал Владимир Тян. — Мы оцениваем эффективность «Платона» по достижении двух целей: основной — адекватные взимаемым платежам объемы ремонта и реконструкции федеральных трасс и дорожной инфраструктуры и «побочной» — использование возможностей системы для повышения прозрачности рынка и борьбы с недобросовестной конкуренцией между его участниками.

Московская область занимает первое место по количеству большегрузов (более 86 тыс. транспортных средств), в пятерке лидеров также Москва (65,8 тыс.), Краснодарский край (56 тыс.), Татарстан (50 тыс.) и Петербург (48 тыс.). 

Прирост регистрации за минувший год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. — на Урал, по 9 тыс. — на Сибирь и Северо-Западный федеральный округ. Среди регионов в лидерах — Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.

— Для нас как одного из крупнейших российских грузоперевозчиков важно, чтобы все игроки рынка находились в единых конкурентных условиях и соблюдали законодательство, включая уплату установленных регуляторами сборов, — отметили в пресс-службе группы компаний «Деловые линии».

Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано свыше 330 тыс. большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах практически соразмерно российским регионам, где больше всего большегрузов, — Казахстан (более 53 тыс. транспортных средств), Белоруссия (41 тыс.) и Украина (35 тыс.).

По оценке большинства логистических компаний, союзов перевозчиков, «Платон» доказал свою эффективность, считает председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.

— В первую очередь мы видим, что плата идет на ремонт дорог и строительство мостов. И здесь необходимо оценивать в целом по стране, а не по отдельным регионам, ведь грузоперевозчики, например, из Нижегородской или Свердловской областей ездят по всей стране, по федеральным трассам от Владивостока до Калининграда. А во вторую — важно, что постепенно регистрация «Платона» охватила весь рынок, включая в первую очередь физических лиц, — подчеркнул председатель МОЭС. — В целом за счет этого сфера автомобильных грузоперевозок из абсолютно нерегулируемой, ставшей такой после 2005 года при отмене лицензирования, с помощью «Платона» обеляется и становится цивилизованнее. Это важно для отрасли и для экономики страны в целом: годовой оборот грузовых автомобильных перевозок исчисляется колоссальными суммами — от 5 до 6 трлн рублей.

«Платон» позволяет оценить структуру рынка не только по типу собственности, но и, например, по маркам грузовиков, которые чаще выбирают грузоперевозчики. Так, порядка 60% транспортных средств в системе — иностранных марок. 

Хоть и больше всего зарегистрировано «КамАЗов», на них приходится треть от всего автопарка «Платона», но в первой десятке почти одни иномарки: Volvo — 12%, DAF — 10%, MAN — 9%, Scania и «МАЗ» — по 8%, Mercedes — 7%, Renault — 4%, Iveco — 2%.

На основе данных с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели — в частности, больше чем по 15% пробега большегрузов приходится на среду и пятницу. В целом грузоперевозки выполняются ежедневно — доля каждого из будних дней и выходных выше 10%.

Также «Платон» помогает дорожникам определить самые загруженные федеральные трассы, что дает дополнительную информацию и позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей, говорится в отчете госсистемы. 

В топ-5 «федералок» с наибольшей интенсивностью движения многотонных фур входят М-5 «Урал», М-7 «Волга», Большая и Малая бетонка в Московской области, а также М-4 «Дон».

В период пандемии коронавируса в Минэкономразвития анализировали экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы.

— Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» — соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил –19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до –0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%, — отметил генеральный директор компании — оператора госсистемы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) Антон Замков. — При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей отраслей и сельскохозяйственной отрасли — в лидерах по росту пробега начиная с июля.

Нарушать дороже

Согласно Бюджетному кодексу, собираемая «Платоном» плата за федеральные дороги с 12-тонных грузовиков, так же как и штрафы с нарушителей госсистемы, которые выносит Ространснадзор, идет в федеральный дорожный фонд, а оттуда на ремонт автотрасс и мостов. В целом общая польза от «Платона» выражается в сумме 130 млрд рублей. Эти средства идут на ремонт и строительство, по данным Росавтодора, более 130 мостов и 3,3 тыс. км дорог.

Ространснадзор с момента запуска своего федерального центра автоматической фиксации административных правонарушений в 2018 году по октябрь включительно взыскал штрафов с нарушителей по «Платону» 6,6 млрд рублей. 

Почти половину из этой суммы составляют постановления, оплаченные в льготный период в 50-процентном размере.

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин пояснил, что по конструкции концессии для «Платона» в отличие от систем фото-, видеофиксаций нарушений на дорогах штрафы — это не источник дохода, а инструмент создания равных условий для пользователей системы, понуждения к исправному исполнению установленных нормативно обязанностей по сбору платы.

Нарушителей в первый раз штрафуют на 5 тыс. рублей, а за повторное уклонение от внесения платы — на 10 тыс. Причем в сутки перевозчик может получить только один штраф, но и в этом случае по текущему тарифу «Платона» — 2,2 рубля за километр — он равнозначен пробегу более чем 2,2 тыс. км, а повторный, соответственно, вдвое больше.

Для всех законопослушных грузоперевозчиков важно, чтобы не штрафов было больше, а чтобы нарушителей не было совсем, добавляет исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.

— Все предприниматели должны работать в равных конкурентных условиях. И здесь, конечно, проводимая Ространснадзором работа дает положительный результат, видим, что они интегрировались с ФССП. Нарушители должны понимать, что вносить плату по «Платону» и соблюдать требования законодательства в разы дешевле и, самое главное, это честно по отношению к своим коллегам по рынку, — отметила исполнительный директор СЭЛ.

«Внедрение цифровых платформ создает условия, чтобы все жили в легальной среде»

Федеральная служба судебных приставов также взялась за нарушителей по «Платону». Например, перевозчик из Омской области уплатил 23 штрафа по 10 тыс. рублей каждый только после того, как приставам пришлось арестовать его внедорожник немецкой марки. Подобная ситуация, но уже на сумму штрафов 400 тыс. рублей произошла с грузоперевозчиком из Саратовской области. В пересчете на честно оплаченный километраж по «Платону» 400 тыс. рублей — это более 181 тыс. км, или проезд пару десятков раз от Москвы до Владивостока.

— Мы видим, что у грузоперевозчиков в случае ошибки, когда, например, счет забыли пополнить или водители отключают бортовые устройства, штраф по «Платону» приходит моментально. Это работает, хорошо дисциплинирует, — считает президент одного из крупнейших российских перевозчиков ГК «Итеко» Евгений Бабаев. — Важно, чтобы оператор постоянно мониторил ситуацию по новым способам обхода системы и минимизации оплаты на основе анализа своей статистики. Опыт показал, что «Платон» стал неизбежным и должен учитываться в расходах, как и ГСМ.

Перевозчики, в свою очередь, продолжат доводить до Ространснадзора и Минтранса свои предложения с целью более справедливого распределения нагрузки на перевозчиков, пообещал он.

— Цивилизованным перевозчикам, которые отчисляют средства, не нравится, что некоторые ловкачи научились объезжать по региональной трассе или пытаются обойти систему. Те, кто не платит в «Платон», естественно, имеют конкурентные преимущества, они могут установить более низкие тарифы на перевозки, и это портит рынок, — отмечал ранее Борис Рыбак.

По его словам, претензии перевозчиков заключаются в том, чтобы контроль оплаты усиливался.

— Платить должны все, а тех, кто увиливает, нужно наказывать, — подчеркнул председатель МОЭС.

По «платоновским» дорогам

Все поступления с 2020 по 2022 год от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. На магистралях Дальнего Востока будет восстановлено 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге — 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале — более чем по 10 мостов в каждом округе.

— Для нас в первую очередь важны ускорение ремонта дорог, расширение узких мест на федеральных трассах. От этого зависит напрямую скорость доставки, безопасность перевозки, снижение расходов на обслуживание автопарка, в целом эффективность логистики. И здесь мы видим результат работы «Платона» — федеральные дороги становятся лучше. Основное пожелание — это дальнейшее целевое использование средств перевозчиков и, как следствие, улучшение качества дорог, — отмечают в «Деловых линиях».

На федеральной трассе А-331 «Вилюй» в Якутии дорожники капитально отремонтировали мост через реку Оччугуй-Ботуобуя. Прежний мост 1963 года постройки не справлялся с современными нагрузками и не отвечал требованиям безопасности. Мостовики выполнили полную реконструкцию сооружения: заменили опоры и пролетные строения, уложили новый асфальтобетон, установили новые барьерные ограждения и водоотвод.

До декабря следующего года в Ленинградской области откроется «платоновский» мост — через реку Вуоксу на автодороге между Выборгом и Светогорском, которая входит в состав трассы А-181 «Скандинавия». Там возведут фактически новое искусственное сооружение протяженностью более 200 м, что важно для безопасности проезда в первую очередь фурам. Летом этого года дорожники полностью разобрали старый мост. Он был построен в 1976 году и к моменту капремонта перестал отвечать современным нагрузкам, поэтому движение тяжелых грузовиков по нему было ограничено.

Среди крупнейших мостов, капремонт которых финансируется из средств «Платона», мост через Оку на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мост через Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), мост через Кабаргу на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м).

Ранее по «платоновской» программе было построено и отремонтировано более 2 тыс. км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Самыми большими мостами «Платона» стали Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии.

«Платон» в цифре

Ранее в интервью «Известиям» гендиректор РТИТС Антон Замков рассказал о первых реальных шагах к созданию сервиса «цифровой дальнобойщик» и про эксперимент, когда грузоперевозчики, подключенные к одной из крупнейших российских логистических платформ, дают согласие на передачу данных от госсистемы «Платон».

— Идем от пользователя, перевозчик сам решает, какие данные ему необходимы. Так информация коммерческой платформы обогащается, актуализируется в режиме онлайн. При этом перевозчикам не нужно дополнительно устанавливать бортовое оборудование, всё есть в мобильном приложении, — говорил Антон Замков. — И здесь на новый качественный уровень выходят сервисы трекинга и онлайн-отслеживания доставки груза, которые становятся доступны одновременно заказчику, грузоотправителю, диспетчеру и тем, кому перевозчик посчитает нужным открыть эту информацию. Сервис даст возможность дозагрузиться по пути или получить груз рядом с местом разгрузки. А заказчики в режиме онлайн выбирают перевозчика на основе геолокации, стоимости и открытых рейтингов.

По мнению главного аналитика ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрея Ионина, эффективно работающая уже в течение пяти лет система «Платон» может стать основой отраслевой цифровой экосистемы в сфере грузовых автоперевозок.

— Созданная цифровая инфраструктура федерального охвата, которая может обеспечить логистов, перевозчиков и разработчиков сервисов юридически значимыми данными, — готовый инструмент управления рисками и распределения ответственности в отрасли, проходящей цифровую трансформацию, — считает он.

Для достижения этой масштабной цели необходимо, отталкиваясь от реальных интересов логистического бизнеса, ускорить разработку правового и технического регулирования для создания нового рынка данных, чтобы не только государство, но и бизнес мог использовать данные «Платона», заключил эксперт.

Юлия Романоваiz.ru