В ряде крупных российских городов действуют грузовой каркас или другие ограничения для движения грузового транспорта.
Данные меры вводят с целью уменьшения транспортной и экологической нагрузки: они позволяют снизить уровень шума, уменьшить концентрацию вредных веществ, увеличить пропускную способность улиц и сократить количество ДТП. Портал «ДорИнфо» узнал, с какими ограничениями могут столкнуться водители грузовиков в крупных российских городах, а также выяснил, насколько эффективны данные меры в действии.
МоскваКак рассказали в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в столице действуют три вида постоянных ограничений для большегрузного транспорта. С октября 2013 года введены ограничения в дневное время в зависимости от грузоподъемности и разрешенной максимальной массы, с января 2017 года начали действовать экологические ограничения, а в период с ноября 2014 года по август 2020 года осуществлялось формирование грузового каркаса.
Первый вид - ограничения движения грузовиков с 6:00 до 22:00 в соответствии с постановлением Правительства от 22.08.11 № 379-ПП. Это касается транспорта грузоподъемностью более 1 тонны в центральной части города, ограниченной Третьим транспортным кольцом (ТТК), и на ТТК, а также грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн на территории города, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), и на МКАД.
«Одновременно с этим, круглосуточно ограничен въезд и движение грузовых автотранспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 3, по ТТК и в пределах ТТК, а также грузовых автомобилей, соответствующих требованиям ниже экологического класса 2, по МКАД и в пределах МКАД», - рассказали в пресс-службе Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
И третий вид - грузовой каркас, действующий в пределах МКАД: улично-дорожная сеть разделена на участки, по которым разрешено движение грузовиков с массой более 2,5 тонн, и на участки, где движение таких машин допускается только для обслуживания предприятий или граждан, въезд и выезд на которые осуществляется по кратчайшему маршруту.
К участкам грузового каркаса относятся МКАД, ТТК, Садовое кольцо, радиальные вылетные автомагистрали, улицы, расположенные вдали от объектов, чувствительных к высокой интенсивности движения (жилые районы, территории образовательных учреждений и др.), а также улицы, которые существенно сокращают перепробег грузовых автомобилей.
В пресс-службе Департамента подчеркнули, что действующие правила не вызывают проблем у транзитного транспорта. Согласно Постановлению № 379-ПП, ограничения действуют только в период с 6:00 до 22:00. Вместе с тем для обеспечения непрерывного технологического цикла предприятий и жизнедеятельности города на грузовой транспорт можно оформить пропуск, который дает право на передвижение в зонах ограничения в дневное время. Кроме того, въезд и движение грузовиков в зонах ограничения в ночное время не запрещены.
«В рамках грузового каркаса водители грузовых автомобилей имеют возможность осуществлять доставку грузов на территории, не включенные в грузовой каркас. Для этого съезд с грузового каркаса и возвращение на него должны осуществлять с ближайшего к месту назначения перекрестка, а водитель должен иметь при себе документы, подтверждающие адрес доставки. Таким образом проблем для передвижения грузового транспорта, в том числе транзитного, нет», - отметили в пресс-службе.
Правила для большегрузов введены в целях улучшения экологической обстановки, увеличения пропускной способности дорог Москвы и снижения количества ДТП с грузовиками. «Указанные ограничения оказали положительное влияние на транспортную ситуацию в столице. В частности, отмечается сокращение количества грузовых автомобилей, передвигающихся по городу на 20 %, а доля транзита уменьшилась с 35 % до 17 % (по сравнению с периодом до введения ограничений)», - подытожили в пресс-службе Департамента.
Санкт-ПетербургВ Петербурге в целях сохранения исторической центральной части города, снижения загазованности и уменьшения уровня шума также действуют постоянные ограничения движения грузовиков. В пресс-службе Комитета по благоустройству Петербурга рассказали, что правительством города было принято постановление от 27.03.2012 № 272 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге», также есть Приказ Минтранса РФ от 5.06.2019 № 167 ««Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
В соответствии с Постановлением № 272 с 1 июня 2016 года по 31 декабря 2025 года прекращено движение грузовиков, разрешенная максимальная масса которых превышает 8 тонн, в пределах территории, фактически ограниченной КАД Санкт-Петербурга (не более административных границ города). «В случае необходимости обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, находящихся в пределах территории с ограниченным движением, предусмотрено оформление пропусков», - отмечается в сообщении пресс-службы Комитета по благоустройству.
Согласно приказу Минтранса РФ № 167, маршрут согласовывается на основании весогабаритных характеристик транспортного средства, исходя из грузоподъемности мостов, инженерных сооружений: для этого водителям фур необходимо иметь спецразрешение.
«Транзитный транспорт должен передвигаться, минуя историческую центральную часть города, а также в объезд спальных районов города. Для данных целей разработан грузовой каркас - основной перечень автомобильных дорог, необходимый для проезда в промышленную зону, порты, а также с использованием КАД, по решению самого грузоперевозчика еще и платной дороги ЗСД», - отметили в пресс-службе.
Введенные ограничения помогают сохранить архитектуру исторической части Санкт-Петербурга благодаря минимизации вибраций от проходящего грузового транспорта, повысить туристическую привлекательность города и уменьшить общий транзитный поток большегрузов для более свободного передвижения жителей на пассажирском транспорте.
КазаньКак рассказали в пресс-службе мэрии Казани, для ликвидации заторов, улучшения экологической ситуации, увеличения пропускной способности улиц и скорости движения в столице Республики Татарстан реализуют ряд мероприятий, таких как единое парковочное пространство, отмена левых поворотов, а также ограничение въезда грузовиков в центр города.
Так, в 2013 году было принято Постановление Исполкома Казани от 2.09.2013 № 7774 «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам города Казани». Согласно документу, ограничения распространяются на большегрузы двух категорий: с максимальной массой выше 5 тонн и более 15 тонн. Определены две зоны ограничения в дневное время в период с 6:00 до 21:00. Первая зона - центральная часть города, ограниченная Кировской дамбой, Кремлевской дамбой, мостом «Миллениум», улицами Николая Ершова, Вишневского, Нурсултана Назарбаева, Технической, Габдуллы Тукая и Татарстан для грузовиков с разрешенной массой более 5 тонн. Вторая зона - территория, ограниченная Большим Казанским кольцом для грузовиков от 15 тонн.
www.dorinfo.ru«Комплексные меры, в том числе и ввод ограничений для грузового транспорта, позволили разгрузить центральную часть города, увеличить пропускную способность основных магистральных улиц на 18 %. Средняя скорость движения на этих улицах выросла на 5 км в час, а время проезда на них сократилась как минимум на 5-10 минут», - рассказали в пресс-службе мэрии Казани.
КраснодарПо информации пресс-службы администрации Краснодара, в настоящее время в городе сложились маршруты движения грузовых крупногабаритных и (или) тяжеловесных автомобилей, а также транспортных средств, перевозящих опасный груз, основные пути которых проходят по ключевым магистралям города.
С целью сохранности автодорог, а также снижения шумового воздействия и негативного влияния на краснодарцев Департамент транспорта города разработал предложения по ограничению движения грузовиков на участках дорог, по которым не проходят основные маршруты грузовых, крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, а также транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Предлагается ограничить проезд автомобилей общей массой более 3,5 тонн на участках, проходящих в спальных районах, и транзитное движение большегрузов через территорию города.
По информации пресс-службы администрации Краснодара, на территории города зарегистрировано порядка 440 тыс. машин. В муниципалитет с основных направлений въезжают около 180-200 тыс. автомобилей ежедневно, причем наибольшая концентрация наблюдается на магистральных улицах. «Коэффициент загрузки по основным магистралям и пересечениям магистральных дорог превышает предельный нормативный коэффициент загрузки, необходимый для беспрепятственного и непрерывного движения транспорта, в 2-2,5 раза. Данный показатель обусловлен тем, что жителями и гостями краевого центра из общей протяженности 1756,752 км автомобильных дорог местного значения активно используется около 350 км, которые расположены в центральной части города и соединяют центр со спальными, деловыми и промышленными районами», - отметили в пресс-службе администрации Краснодара.
Становится очевидным, что полная компенсация увеличивающегося разрыва между ростом парка автомобилей и развитием улично-дорожной сети города невозможна. Площади, которые могут быть отведены для строительства автодорог и парковок, - объективно ограниченный ресурс. Поэтому исключение движения транзитных грузовиков значительно улучшит транспортную обстановку в городе.
В пресс-службе администрации города подчеркнули, что введение ограничений для большегрузов должно выполняться поэтапно в соответствии с постановлением губернатора Краснодарского края от 21.02.2020 № 92 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 января 2012 г. № 23 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения Краснодарского края». Согласно документу, временные ограничения или прекращение движения транспорта вводятся посредством реализации мероприятий, обоснование необходимости которых содержится в документации по организации дорожного движения.
«В настоящее время схема движения грузовых транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования город Краснодар находится на доработке, в связи с замечаниями УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. После корректировки схема будет опубликована на официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара (krd.ru)», - сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе администрации города.
От реализации мероприятий, предусмотренных схемой движения грузовых автомобилей по местным дорогам в Краснодаре, ожидается улучшение дорожно-транспортной обстановки, концентрирование грузовиков на основных магистралях города, снижение их количества в спальных районах и распределение их движения по времени суток. Помимо этого, ограничения снизят воздействие шума на дома, прилегающие к магистралям, и количество вредных выбросов.
КрасноярскНа отдельных улицах во всех районах Красноярска действуют постоянные ограничения для движения грузового транспорта, рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе администрации города. На таких участках улично-дорожной сети установлены знаки 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», которые определяют запрет на передвижение машин массой более 3,5 тонн. В отдельных случаях тоннаж, попадающий под запрет, указывается на дополнительных табличках. Например, знак, ограничивающий движение грузовиков массой 25 тонн, расположен на въезде на Копыловский мост в Железнодорожном районе.
В исторической части города - в Центральном и Железнодорожном районах - особенно много улиц, где действуют ограничения для грузовиков. В частности, большегрузам запрещен проезд по улице Профсоюзов от перекрестка с улицей К. Маркса до перекрестка с улицей Бограда. Также знак 3.4 установлен на улице Бограда от пересечения с улицей Робеспьера и его действие распространяется до пересечения с улицей Профсоюзов. Аналогичные знаки установлены на улицах Ленина, Вейнбаума, Конституции, Перенсона, Республики, Поперечной в Центральном районе, на проспекте Свободном, улицах Брянской и Маерчака в Железнодорожном районе, на улицах Гусарова и Высотная в Октябрьском районе, на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», улицах Матросова, 60 лет Октября, в переулке Медицинский в Свердловском районе, на улицах Павлова и Щорса в Кировском районе, на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», на улице Мичурина в Ленинском районе.
«В исторической части Красноярска в зоне действия знака 3.4 запрещено передвижение любых грузовиков массой более 3,5 тонн. В других районах города есть знаки, запрещающие движение только более тяжелых грузовиков», - отметили в пресс-службе администрации Красноярска.
Также в городе есть отдельные улицы, где существуют ограничения по высоте. Например, проехать под мостами через реку Кача в районе улицы Сурикова могут только автомобили, высота которых не превышает 3 метров.
«Решение об ограничении движения грузового транспорта по вышеназванным и другим улицам принималось в разные годы, многие улицы города закрыты для грузовиков с последней четверти прошлого века. В большинстве случаев эти решения связаны с исторически сложившейся узостью проезжих частей улиц в местах массовой жилой застройки, где в движении грузового транспорта нет особой необходимости», - рассказали в пресс-службе городской администрации.
В настоящий момент специальная рабочая группа под руководством первого заместителя главы Красноярска Владислава Логинова готовит к введению на территории города новую схему движения грузового транспорта. Решение о необходимости разработки и введения новой схемы принял глава Красноярска Сергей Еремин в августе этого года.
«По экспертным оценкам, ежедневно более 750 автотягачей с большегрузными полуприцепами въезжают в Красноярск и развозят партии товаров по предприятиям торговли. Перемещаясь по городским улицам, большегрузы создают пробки, снижают скорость движения городского пассажирского транспорта, приводят в негодность дорожное полотно. В конце сентября 2020 эксперты рабочей группы подготовили предварительный проект возможной организации движения большегрузов. Он предполагает поэтапное ограничение движения грузовиков с учётом весовых характеристик, а также времени нахождения на территории города», - сообщили в пресс-службе городской администрации.
Согласно проекту, часть дорог оставят без ограничений, по другим планируют ввести ограничение веса машины до 15 тонн. В районах плотной застройки, где наблюдается насыщенное автомобильное движение, введут ограничения для транспорта весом до 8 тонн. Грузовики, чей вес превышает 8 тонн, не смогут в дневное время ездить по 27 участкам улично-дорожной сети, среди которых - улицы Шахтеров, Караульная, Линейная, Мартынова, Молокова, Батурина, Весны, Дубровинского, Авиаторов, Партизана Железняка, Бограда и др. Запрет на проезд введут на период с 6:00 до 23:00. При этом отмечается, что машины, обслуживающие базы, предприятия, магазины, заправки, стройки в это время смогут проезжать к местам разгрузки, если их вес составляет менее 26 тонн.
Новая схема ограничения движения грузового транспорта на территории Красноярска разрабатывается не «с чистого листа». Схожая схема вводилась во время проведения Универсиады-2019: тогда она наглядно показала, что скорость движения общественного и легкового транспорта за счет выведения из потока грузовиков может быть существенно увеличена. А повышение общей скорости потока, снижение числа заторов, исключение сложных ДТП ощутимо улучшает состояние атмосферного воздуха, позитивно влияет на состояние дорожного полотна. Как подчеркнули в пресс-службе городской администрации, именно положительный опыт действия схемы во время Универсиады утвердил общественность и экспертное сообщество Красноярска в необходимости ограничения проезда большегрузов.
Схема: с сайта администрации Красноярска (admkrsk.ru)Действующие ограничения и разрабатываемая схема движения грузовиков не создают проблем для проезда транзитного транспорта и не должны принести проблем в будущем, считают в администрации Красноярска, поскольку грузоперевозчики могут спокойно проезжать в любом направлении, минуя город.
«Интересы перевозчиков, доставляющих грузы в Красноярск автотранспортом, а также интересы организаций торговли, пользующихся услугами перевозчиков, были учтены при подготовке предварительного проекта новой схемы передвижения большегрузного транспорта. По заявлениям экспертов от предприятий торговли, входящих в рабочую группу, у представителей легального бизнеса предложенная схема организации дорожного движения никакого напряжения не вызывает. У каждой машины, легально перевозящей груз до 26 тонн и нуждающейся в следовании по определенному маршруту, есть маршрутный лист и другие сопроводительные документы, а значит и право въезжать в зону знака с обозначением 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», - отметили в пресс-службе городской администрации.
Также решен вопрос обслуживания фур, привозящих в город груз, но не нуждающихся в проезде по улицам. Для этого в Красноярске работают три крупных логистических комплекса: «Тетра-Логистик», «Агротерминал», «Сибирская логистическая компания», которые способны одномоментно принять более 700 грузовиков. На территории компаний будет производиться сортировка товара, а после этого развоз грузовыми машинами среднего класса по потребителям.
Грузовой каркас: мнение перевозчиковПо словам директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуарда Миронова, основная задача грузового каркаса - улучшение экологии и транспортной доступности в жилых зонах города, однако сложность заключается в том, что перевозчики вместо оперативной доставки грузов по городу вынуждены следить за маршрутом с учетом возможного аннулирования пропуска за поворот не на ту улицу и получения штрафа. Специалист считает, что распределение груза по нескольким мелкотоннажным транспортным средствам не приведет к улучшению экологии, а лишь увеличит загруженность городских дорог.
«Водители FM Logistic самостоятельно выбирают маршрут следования, обычно он строится исходя из дорожной ситуации, режима труда и отдыха, а также запрещающих знаков. На плановых встречах водителей старшие механики обязательно обсуждают оптимальные маршруты доставки грузов наших клиентов. Актуальная информация о пробках и разрешённым для проезда коммерческим автотранспортом улицам, доступная в различных навигационных системах, помогает водителям избежать возможных неумышленных нарушений ПДД», - отметил Эдуард Миронов.
Виктория Брылёваwww.dorinfo.ru