г. Череповец ул. Боршодская, д.4
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
INFO@TS035.RU
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [246] => Array
                (
                    [ID] => 246
                    [NAME] => Магазин Вологда
                    [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
                    [EMAIL] => info@ts035.ru
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                            [VALUE] => +78172754040
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 226
            [NAME] => Магазин
            [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
            [EMAIL] => INFO@TS035.RU
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                    [VALUE] => +78202302050
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8172) 75-40-40
г. Вологда, ул. Гагарина, 83
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Санкционный транзит. Как дальнобойщики перевозят грузы в условиях эмбарго

В России расширяется диапазон применения системы онлайн-контроля грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб. Технология на основе ГЛОНАСС становится неотъемлемым атрибутом транзита санкционных товаров.

Когда различные страны в силу тех или иных неблагоприятных политических обстоятельств не в состоянии договориться между собой о взаимовыгодном сотрудничестве, на помощь приходит универсальный язык современной техники. Грузовики с санкционными грузами пересекут границы эмбарго и меридианы запретов с помощью интеллектуальных систем, контролируемых из космоса.

По общему мнению, российский санкционный транзит призван открыть границы международного сотрудничества, расширить географию позитивной экономики, преодолеть негативные экономические последствия пандемии и смягчить последствия политического недоверия.

Запреты и последствия

Продовольственное эмбарго было введено указом президента РФ от 6 августа 2014 года № 560 как ответ на санкции ряда государств в отношении российского бизнеса из-за ситуации на Украине и вхождения Крыма в состав России.

К странам, в отношении которых действуют специальные экономические меры, относятся США, государства Евросоюза, а также Великобритания, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Турция, Канада, Австралия. Эффект от действия санкций особенно ярко проявился на примере Украины, являвшейся ранее крупнейшим продовольственным экспортером в Казахстан. Украинское дипведомство сообщило, что в период с 2014 по 2019 годы из-за российских ограничений на транзит украинской продукции товарооборот с Казахстаном уменьшился в 4,5 раза.

Что же касается самой России, то в результате эмбарго в стране сократился импорт и заметно увеличился экспорт продтоваров и сельскохозяйственного сырья, что позитивно повлияло на экономику. По аналитическим выкладкам Минэкономразвития в июле 2020 года наблюдалось улучшение динамики российского ВВП. Падение сократилось до минус 4,7 % по сравнению с показателем минус 6,4 % годом ранее. В общем, за семь месяцев этого года ВВП снизился на 3,8 % год к году, говорится в обзоре Минэкономразвития «Картина деловой активности».

Пересекая границы эмбарго

После вступления в действие ответных санкций транзитные потоки с запрещенной продукцией направились в обход России, что значительно снизило поступление доходов в бюджет из-за недополучения таможенных платежей. В целях преодоления негативного воздействия на экономику и для продолжения ее устойчивого развития 15 июля 2020 года открылся ранее запрещенный транзит санкционных товаров по территории России. ФТС и Минтранс создали систему онлайн-контроля грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб (ЭНП) на основе ГЛОНАСС. В ФТС заявили, что 

для контроля грузов установлено 20 автомобильных и 10 железнодорожных контрольных пунктов в местах пересечения госграницы.

Следует отметить, что указ президента РФ, разрешающий транзит, вступил в силу с июля 2019 года, но правила осуществления транзита санкционных грузов с использованием ЭНП разрабатывались еще в течение полугода. Подготовка правовой основы была завершена в конце 2019 года, а в феврале 2020‑го были окончательно доработаны требования к операторам, обладающим полномочиями навешивать и снимать навигационные устройства. Таким образом, санкционный транзит на регулярной основе мог стартовать уже с марта, когда допуск к контрольной системе получил первый оператор — ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП). С марта по июль 2020 года ФТС совместно с ЦРЦП, уполномоченным Минтрансом на осуществление деятельности по применению навигационных пломб, протестировали около 1670 перевозок, из которых 1570 были совершены автомобильным транспортом и более сотни по железной дороге.

Онлайн-контроль организован следующим образом. Наложение ЭНП осуществляется на границах при въезде на территорию РФ (на работу с одной пломбой дается 5 минут). Предварительно перевозчику необходимо зарегистрироваться в системе оператора транзита и за 2 часа до прохождения границы передать этому оператору сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита), а также предоставить данные о ТС. Эти сведения будут заноситься в единую информационную систему обеспечения транспортной безопасности, доступ к которой также получат ФТС и Ространснадзор. Данные о маршруте груза с цифровой пломбой в режиме онлайн будут доступны перевозчикам и грузоотправителям в личном кабинете на сайте оператора. Надзорные структуры аналогично через интернет получают сведения о соблюдении режима перевозки.

Дело техники

Навигационная пломба включает в себя электронный блок, контрольный, коммуникационный и навигационный модули, средства криптографической защиты информации. Устройство каждые 2 часа передает информацию о дате, времени, географических координатах, скорости перемещения наложенной пломбы (а значит, и скорости транспортного средства). При попытке несанкционированного вскрытия тревожный сигнал немедленно поступает оператору пломбирования.

ЭНП соответствует стандартам защищенности, необходимым для суровых эксплуатационных условий по всей территории России. Это полностью автономное устройство, которое может функционировать при температуре от —40 °C до +70 °C до 45 суток.

«Отличительной особенностью, которая выделяет это устройство в ряду зарубежных аналогов, является способность обеспечивать защиту передаваемой информации, — объясняет генеральный директор ООО «Центр развития цифровых платформ» Елена Игнатенкова. — Весь электронный сервис разработан на основе российского программного обеспечения». За информационную безопасность системы отслеживания перевозок товаров отвечает комплексное решение, которое включает в себя системы межсетевого экранирования и обнаружения вторжений, защиты информации от несанкционированного доступа, защиты от воздействия вредоносного кода, криптографическую защиту информации и систему контроля защищенности. ЭНП оснащены встроенным аппаратным модулем СКЗИ, он обеспечивает неизвлекаемое хранение ключевой информации и криптографические преобразования при взаимодействии пломбы с центром обработки данных или мобильным терминалом. «Защита персональных данных владельцев транспортных средств, сведений о фактических маршрутах и времени движения транспортных средств осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством в сфере защиты информации», — подчеркивает Елена Игнатенкова.

Использование пломб является платным. Стоимость наложения устройства — 1224 руб., снятие — 996, а суточная аренда — 2500 руб. 

После активации ЭНП водителю также должны выдать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельно снимать пломбу запрещено, система распознаёт подобное действие как несанкционированный доступ, который контрольные органы, де-факто, могут принять за попытку выгрузить санкционный товар на территории России, что повлечет за собой конфискацию груза.

Представители компаний, которые прокомментировали тему открытия санкционного транзита, отметили ряд проблем, связанных с практикой использования электронных пломб. «Наложение пломб будет осуществляться в 30 пунктах, что повлечет за собой очереди. Процесс регистрации считаем неудобным из-за необходимости задействования дополнительных человеческих ресурсов», — рассказал заместитель гендиректора Biocard Logistic Олег Байков. Эксперт также выразил недоумение по поводу введения учетного талона, который водитель должен сохранить и вернуть при выезде из России: «Учетные документы на бумажном носителе… а на дворе XXI век… Большой риск утери/порчи, что повлечет за собой закрытие транзита». В Biocard Logistic (международная транспортная компания полного цикла) также обращают внимание на запрет самостоятельного снятия устройства. Данное правило влечет дополнительные временные затраты на заезд в уполномоченные учреждения. При лимитированном сроке службы пломбы (45 суток) отсутствие возможности замены или перезарядки, по мнению компании, является существенным недостатком.

В компании NOVELCO считают, что использование навигационных пломб откроет новые горизонты для перевозок по территории страны. «Все административные процедуры потребуют гораздо меньше времени за счет упрощения или полного исключения контрольных операций. Отсюда снижается риск потери и повреждения грузов, а также исключается влияние человеческого фактора при проведении проверок. Все это, в свою очередь, ведет к снижению страховых рисков и, следовательно, должно учитываться при определении размера страховой премии», — рассказал генеральный директор NOVELCO в России Григорий Григорьев. Еще один немаловажный плюс использования пломбы — контроль соблюдения графика отдыха водителя и необоснованного простоя. «А если говорить о значении, то внедрение системы позволит расширить огромный транзитно-логистический потенциал страны», — пояснил эксперт.

Стимул для роста

Минтранс спрогнозировал, что объем санкционного транзита превысит 82 тыс. перевозок в год. Основание для этого прогноза строится на неоспоримом факте, что путь через Россию значительно короче в сравнении с традиционными морскими маршрутами. Отсюда — снижение сроков и удешевление транспортировки. Рейсы в обход России, в среднем, получаются дороже на $5000. Заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов подчеркнул, что открытие транзита санкционных товаров станет стимулом для роста контейнерных перевозок через Россию, возможностью для российских логистических компаний в период пандемии коронавируса получить дополнительную загрузку и новых крупных грузоотправителей в Азии и Европе.

Прямую связь между открытием транзита и возможностью получения дополнительной загрузки, а также новых клиентов отмечает Олег Байков (Biocard Logistics). «По нашим расчетам, объем транзита должен превысить показатель в 100 тысяч перевозок в год. Прогнозируемое увеличение грузоперевозок — на 25–30 %», — сказал он.

Эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что открытие границ России для транзита санкционных товаров авто- и железнодорожными перевозками будет драйвером роста контейнерных перевозок по территории РФ, а также даст возможность отечественным логистическим компаниям получить новых заказчиков из Европы и Азии, дополнительную загрузку, соответственно, и прибыль. «Сейчас это особенно важно для транспортной отрасли России, убытки которой за время пандемии составили более 230 млрд рублей», — заключил эксперт.

Говорит Евгений Больгерт, заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (Казахстан): 

- В ЕАЭС в рамках пилотного проекта мониторинга транзита на автомобильном транспорте Казахстан начал применять ЭНП уже с 10 июля. Автомобильным перевозчикам из республики гораздо выгоднее осуществлять перевозки по территории России с использованием навигационных пломб, чем по обходным маршрутам. Используя маршруты через Россию, перевозчики сокращают стоимость и период транспортировки, поэтому западные товары, теоретически, должны подешеветь. И тем не менее, на изменение цен в конечном итоге повлияет сложившаяся практика применения всей навигационной системы. По информации перевозчиков из РК, несмотря на запуск данного инструмента, физические досмотры грузов таможенными службами РФ не прекращаются. Из-за этого зафиксирован ряд случаев длительной задержки грузовиков в ожидании досмотра. Таким образом, сроки доставки не соблюдаются, что увеличивает цену товаров. По мнению некоторых казахстанских транспортников, система станет излишней мерой контроля и увеличит издержки перевозчиков.

Мнение Олега Байкова, заместитель гендиректора Biocard Logistics:

- В отношении аппаратной и программной надежности в условиях глобальных киберугроз следует сказать, что для работы системы защиты в режиме реального времени, в том числе с применением алгоритмов AI, Deep Learning, Big Data, необходимы внушительные кластерные ресурсы ЦОД. Как правило, развертывание и содержание таких инфраструктур является непрофильным и очень затратным для компаний, поэтому очень многие делают рискованный выбор — отказываются от комплексной кибербезопасности или сводят ее к минимальному функционалу. В то же время возникает отличная возможность сократить расходы на оборудование, ПО и специальную подготовку персонала — вынести критичные данные или даже всю IT-инфраструктуру в облако, размещенное, например, в Германии. В отказоустойчивой облачной инфраструктуре, где обеспечивается аппаратное шифрование данных и настраивается Backup-as-a-Service, важная информация будет защищена. Мы считаем, что это самое грамотное и надежное решение. Однако комплексная и систематическая работа над обеспечением кибербезопасности должна продолжаться, и оператор обязан сосредоточиться на защите рабочих станций, серверов и баз данных. Оценивая значение российского транзита для формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров и единого доверенного пространства ЕАЭС, скажу, что создание этой системы направлено, прежде всего, на решение задач в сфере эффективности использования накопленного транспортно-логистического потенциала Союза, в том числе и транзитного.

Говорит Елена Игнатенкова, генеральный директор ООО «Центр развития цифровых платформ»:

- Рост темпов экспорта транспортных услуг российскими грузовыми перевозчиками невозможен без упрощения контрольных процедур на евразийских транспортных коридорах. Электронный обмен юридически значимыми документами, которые можно загрузить в электронную навигационную пломбу и считать с нее, упростит национальное регулирование транзита в странах ЕАЭС, а наличие пломбы на грузовом отсеке подтверждает отсутствие доступа к товарам после ее наложения и необходимости проверок контрольно-надзорными органами в пунктах пропуска через госграницу. Внедрение и применение системы отслеживания перевозок товаров происходит в штатном режиме совместно с ФТС России, Минтрансом России, Ространснадзором, ОАО «РЖД» и другими участниками перевозочного процесса.

Цифровизация отрасли увеличит скорость прохождения административных процедур, а использование российских транспортных коридоров — скорость доставки грузов. Технологии, которые применяются в Системе отслеживания перевозок товаров, позволят сформировать экосистему цифровых транспортных коридоров и единого доверенного пространства ЕАЭС, что сократит временные и финансовые издержки при перевозке грузов через Россию.

Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора эвакуации и техпомощи МЭТР:

- Открытие транзита «санкционки» положительно скажется на рынке международных перевозок, на это указывают и прогнозы, озвученные Минтрансом. Запуск транзита должен помочь отечественным компаниям. В нынешний непростой период транзит позволит увеличить загрузку и обзавестись новыми клиентами, как в европейских странах, так и в Азии.

Пломбы неоднократно тестировались еще в 2018 году. Тогда в пилотном проекте участвовало более 60 иностранных компаний. Выяснилось, что эти пломбы вскрыть невозможно, они очень устойчивы в любых погодных условиях и надежны в отношении киберугроз. Применение ЭНП пригодится не только для транзита санкционных товаров, этот опыт также можно использовать для развития цифровизации транспортных коридоров ЕАЭС.

Александр Рожков5koleso.ru