г. Вологда, ул. Гагарина, 83
г. Череповец ул. Боршодская, д.4
info@ts035.ru
Array
(
    [SHOW] => Array
        (
            [DESKTOP] => 1
            [FIXED] => 
            [MOBILE] => 1
        )

    [ADVANCED] => 1
    [VALUES] => Array
        (
            [226] => Array
                (
                    [ID] => 226
                    [NAME] => Магазин
                    [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4
                    [EMAIL] => INFO@TS035.RU
                    [PHONE] => Array
                        (
                            [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50
                            [VALUE] => +78202302050
                        )

                    [SCHEDULE] => 
                )

        )

    [SELECTED] => Array
        (
            [ID] => 246
            [NAME] => Магазин Вологда
            [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83
            [EMAIL] => info@ts035.ru
            [PHONE] => Array
                (
                    [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40
                    [VALUE] => +78172754040
                )

            [SCHEDULE] => 
        )

)
+7 (8202) 30-20-50
г. Череповец ул. Боршодская, д.4
Заказать звонок
Войти
Логин
Пароль
Логин
Пароль

«Мы можем доисключаться до того, что грузы некому будет возить»

Эксперт в транспортной отрасли Елена Фанаева дала оценку законопроекту о реестре перевозчиков и перечислила самые спорные положения документа, уже прошедшего первое чтение в Госдуме.

Государственной Думой в первом чтении принят законопроект № 647526-8, предусматривающий право осуществления коммерческой перевозки грузов исключительно перевозчиками, включенными в реестр уведомлений о перевозке грузов.

Разработчики законопроекта в пояснительной записке отмечают, что отмена лицензирования грузоперевозок ослабила контроль над этим видом деятельности. Предполагается, что ведение реестра дисциплинирует предпринимателей страхом исключения из него. Однако сама конструкция законопроекта вызывает сомнение в её правовой обоснованности.

С 1 января 2021 года вступил в силу закон № 478-ФЗ, который внес поправки в 12 законов о лицензировании различных видов деятельности. Его суть — введение новой модели лицензирования, замена бумажных лицензий реестровыми записями. Лишение права деятельности нарушителей осуществляется их исключением из реестра.

Абсолютно аналогичная реестровая модель применена в законопроекте № 647526-8: получение права грузоперевозок через включение в реестр, лишение права путем исключения реестра, установление требований для включения в реестр и оснований для исключения из него. Фактическое закамуфлированное лицензирование. Но грузоперевозки — нелицензируемый вид деятельности!

Разработчики законопроекта говорят, что введение реестра направлено на обеление бизнеса, сокращение теневого сектора. Но для этих целей уже было найдено другое решение и полным ходом идет его реализация.

С начала 2022 года функционирует государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Целями её создания являлось упрощение документооборота и усиление контроля над участниками рынка грузоперевозок.

Изначально система функционировала в экспериментальном режиме, но Минтрансом разработан план о поэтапном переводе с 2024 года всех видов грузоперевозок на ЭПД — и это решает вопрос вывода бизнеса из тени!

Полная цифровизация процесса перевозки – решение проблемы «серого» бизнеса. ГИС ЭПД проводит электронную регистрацию, обмен, хранение и отслеживание информации о грузах, транспортных средствах, маршрутах и участниках перевозок. Участники обмена информации (перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, логистические компании) должны будут передавать всю информацию о перевозке в систему.

Зачем тогда нужен реестр? Чтобы исключать из него перевозчиков за нарушения? Обелению рынка это не поспособствует. «Серый сектор» не горит желанием регистрироваться в реестре, и он может пополниться за счет перевозчиков, из реестра исключённых. Лазейки для работы в «сером секторе» остаются, тем более что текст законопроекта пестрит недоработками.

Требования к финансовой состоятельности. Например, при наличии задолженности перед бюджетом перевозчики не подлежат включению в реестр, а уже числящиеся – исключаются. Кто и как будет контролировать задолженность для принятия решений об исключении из реестра?

Да, есть федеральные законы, которые запрещают что-то делать при наличии задолженности, например, закон о госзакупках. В нём установлен запрет участия в торгах при задолженности свыше 25% балансовой стоимости активов. А здесь, согласно тексту проекта, подразумевается любая задолженность.

И что, перевозчика не включат в реестр, если ему в ходе камеральной проверки доначислили пару копеек? А если доначислят уже после включения — исключат из реестра?

Это нельзя назвать справедливым законодательным регулированием. Люди у нас не в том состоянии: никто в закромах не держит деньги, чтобы купить грузовик, все берут технику в лизинг.

Если по какой-то причине появилась небольшая недоимка, нужно дать перевозчику возможность заработать денег, чтобы покрыть её. Вместо этого предлагается считать, что перевозчик финансово несостоятелен, и исключить его из реестра. И куда он пойдёт со своим лизингом? На серый рынок — других вариантов нет.

Требования к профессиональной надёжности. Несоответствие этим требованиям грозит исключением из реестра. Профессиональная надёжность оценивается как отсутствие у руководителя перевозчика непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономической деятельности, трудового права, безопасности дорожного движения. При этом законопроектом не разъясняются оцениваемые обстоятельства преступных деяний, не указывается, что рассматриваются только преступления, совершенные руководителем при исполнении трудовых обязанностей. Из буквального содержания текста следует: если наёмный руководитель транспортной компании привлечен к уголовной ответственности за ДТП, которое он совершил на личном автомобиле, то это не освобождает компанию от риска исключения из реестра.

Требования к профессиональной компетентности подразумевают, что в штате компании есть специалист, ответственный за БДД. Тут хромает формулировка: говорить о том, что организация компетентна, если в ней есть специалист по БДД неправильно. Существуют и другие факторы. Качественно ли компания оказывает услуги, своевременно ли? Наверное, прописать наличие специалиста по БДД действительно нужно, но это далеко не единственный критерий компетентности.

Законопроект во многом опирается на пока несуществующую цифровую платформу ГосЛог. Документ уже оценило правовое управление ГД, указав, что система ещё не разработана. Минтранс недавно заключил контракт на её разработку. Как будет функционировать ГосЛог, когда он появится?

Прямо об этом не говорится, но подразумевается, что перевозчики смогут использовать только те ТС и прицепы, информацию о которых внесли в реестр. Как быть, если сломалась машина со скоропортом? Неужели груз нельзя будет перегрузить в арендованное ТС, чтобы выполнить обязательства перед заказчиком и не налететь на штрафы? А как быть если перевозчик повезет груз исключительно по территории России на условиях перецепа на границе?

А как должны включаться в реестр грузовые беспилотники, работающие в экспериментальном правовом режиме, и должны ли они вообще туда включаться?

Согласно законопроекту, уполномоченный орган принимает решение об исключении перевозчика из реестра, если в реестре в течение более чем пятнадцати дней не появится сведений о принадлежащих ему транспортных средствах. А если транспортное средство неремонтопригодно и не эксплуатируется, но не снято с учета? С какого периода исчислять 15 дней? С момента покупки или регистрации в органах ГИБДД, с момента заключения договора аренды/лизинга или с момента фактической передачи ТС по договору аренды/лизинга?

Читаешь законопроект — и «спотыкаешься» на каждой странице. Конституционный суд неоднократно говорил, что законы должны писаться прямо, чётко, понятно, доступным для всех языком. Без правовой неопределённости и двусмысленности толкования. Но в тексте хватает и того, и другого.

И мы опять возвращаемся к вопросу: зачем нужен реестр? Если стоит цель обелить рынок, то для чего вкладывать дополнительные бюджетные средства на это, если они уже вложены в ГИС ЭПД, служащую для той же самой цели.

Законопроект получил поддержку правительства, но, на мой взгляд, инициатива не продумана. Не учтены риски негативного регулирующего воздействия на рынок. Как закон повлияет на экономику, сможет ли достичь заявленной цели и обелить сферу перевозок?

Опасаюсь, что законопроект может быть принят в текущем виде или с небольшими изменениями только потому, что сегодня цифровизация экономики является одной из главных задач. Но цифровизация как самоцель не приведёт к положительному результату, и без серьёзных доработок законопроект может оказать прямо противоположное воздействие на отрасль.

Автомобильным транспортом перевозятся товары массового потребления. Некорректная работа законопроекта может сказаться на обычных гражданах, рядовых потребителях в виде повышения стоимости товаров и услуг.

Если текст законопроекта пройдет в предложенном виде, и Ространснадзор начнёт выполнять его положения, исключать перевозчиков из реестра за копеечную задолженность, несвоевременное внесение изменений в реестр и прочее — мы можем доисключаться до того, что грузы будет некому возить.

У перевозчиков и так много проблем: кадровый голод, рост цен на технику, дефицит запчастей. Логистика поломана, и новые проблемы в этой сфере могут аукнуться каждому из нас.

Елена Фанаева