Array ( [SHOW] => Array ( [DESKTOP] => 1 [FIXED] => [MOBILE] => 1 ) [ADVANCED] => 1 [VALUES] => Array ( [226] => Array ( [ID] => 226 [NAME] => Магазин [ADDRESS] => г. Череповец ул. Боршодская, д.4 [EMAIL] => INFO@TS035.RU [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8202) 30-20-50 [VALUE] => +78202302050 ) [SCHEDULE] => ) ) [SELECTED] => Array ( [ID] => 246 [NAME] => Магазин Вологда [ADDRESS] => г. Вологда, ул. Гагарина, 83 [EMAIL] => info@ts035.ru [PHONE] => Array ( [DISPLAY] => +7 (8172) 75-40-40 [VALUE] => +78172754040 ) [SCHEDULE] => ) )
Трудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается и в России, и в Европе. Чем это обернется? И есть ли вариант решения проблемы? Представитель сферы грузоперевозок дала ответы на вопросы.
Белорусские компании, занимающиеся грузоперевозками, столкнулись с большим дефицитом водителей. На сегодня на портале службы занятости размещено около 9 тыс. вакансий для обладателей прав разных категорий.
Что касается именно грузоперевозок, то острый дефицит кадров коснулся не только именно водителей, но и практически всех категорий сотрудников – логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков.
Проблемы не только в БеларусиТрудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается и в России, и в Европе. Причем количество случаев, когда белорусские водители уезжают на работу в Польшу и Литву, растет с 2020 года.
В 2022 году, по данным портала serwisy.gazetaprawna.pl, всего в Польше белорусам выдали 36 649 свидетельств водителя. В 2023 зафиксированы такие цифры: 18% водителей Польши – белорусы. Похожая ситуация и в Литве.
Чем грозит дефицит кадров в грузоперевозках?О том, чем чреват кадровый голод в сфере грузоперевозок и как минимизировать издержки в сложившихся условиях, рассказала директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
По ее словам, снижение рентабельности, нехватку водителей, грузчиков, логистов и другого персонала в 2024 году смело можно назвать основными вызовами для сферы логистики и автомобильных грузоперевозок. Ситуация усугубляется еще и тем, что в 2022–2023 годах оказались разорваны многие экономические связи и бизнесу пришлось спешно перестраивать цепочки поставок.
Компании вынуждены закрывать одни маршруты, выстраивать другие и, как следствие, постоянно искать новых исполнителей. Работать с определенным кругом проверенных перевозчиков, как это обычно происходит в стабильные времена, возможности нет… Вместе с этим и для транспортных компаний, и для грузоотправителей остро встает вопрос поиска новых способов сокращения издержек, потому что они в условиях резких изменений постоянно растут, – говорит Татьяна Солдатенко.
Повышать цены некудаПо мнению эксперта, Беларусь во многом пошла по примеру Польши и Литвы и частично закрыла вопросы с нехваткой кадров с помощью трудовых мигрантов. Так, летом прошлого года вступило в силу постановление Минтруда, инициированное БАМАП. Оно предусматривает ряд упрощений в отношении трудоустройства иностранных граждан: теперь на работу водителями могут привлекаться иностранцы без специального разрешения на право занятием трудовой деятельностью в Беларуси.
При этом Татьяна Солдатенко отмечает, что не нужно ждать решения проблемы в сфере только таким методом. Опять же – в стране дефицит кадров по всем категориям работников отрасли, а не только водителей.
По законам рынка, в условиях недостатка предложения следует ожидать повышения цен. Но здесь есть предел. Ставки на белорусском рынке, по данным Биржи грузоперевозок ATI.SU за 2023-й, и так выросли: в импортных перевозках – на 10–15%, в экспортных – на 22%.
Если проблемы с перестройкой логистических цепочек в целом удалось решить достаточно эффективно, то дефицит кадров обещает быть затяжным. Для того, чтобы не уйти в минус, компаниям уже сейчас приходится пересматривать модель расходов и совершенствовать свои бизнес-процессы. Сделать это можно за счет оптимизации и цифровой трансформации в компаниях, – считает Татьяна Солдатенко.
Что дальше делать?Беспилотные грузовики уже проходят испытания, но до их массового применения еще слишком далеко. Поэтому решить проблему нехватки дальнобойщиков за счет роботов в ближайшем будущем возможным не представляется.
Однако уже сегодня существует ряд цифровых решений, которые помогают автоматизировать существенную часть задач как в транспортных компаниях, так и в компаниях их клиентов. И сейчас самый подходящий момент, чтобы сделать в этом направлении прорывные шаги.
В первую очередь стоит обратить внимание на те инструменты, которые позволят существенно сэкономить рабочее время сотрудников, снизить долю ручного труда и повысить их производительность.
Что перевести в цифру? Всего представитель Биржи грузоперевозок ATI.SU выделила четыре направления, которые стоит оцифровать в первую очередь.
Электронный документооборотПо данным из практики Биржи грузоперевозок ATI.SU, после внедрения электронного документооборота сотрудники экономят до 70% времени на работе с документами. Не говоря уже о снижении затрат на канцелярские товары и аренду площадей под хранение бумаг.
Кроме того, внедрение ЭДО – это минимальный риск совершения ошибок из-за человеческого фактора и гарант от просрочек в выплатах из-за неполучения документов в срок.
Тем более стоит озаботиться переходом с печатного документооборота на цифру именно сейчас еще и потому, что скоро это станет обязательным условием для всех международных перевозчиков.
Взаимодействие со складамиДальнобойщики до сих пор стоят в длинных очередях не только на европейских границах, но и на складах и в логистических центрах, приезжая на разгрузку-погрузку одновременно. И эту проблему уже сейчас можно решить с помощью электронной записи.
Так пользователи экономят не только время, но и деньги. Ведь задержки и даже срывы погрузок влекут за собой крупные штрафы за простой техники. Владельцы же логистических центров с помощью этого инструмента могут управлять нагрузкой на складские площади, контролировать пики загрузки и анализировать работу склада.
ЦенообразованиеРасчет тарифов и оптимальной стоимости услуг занимает существенную долю работы логистов. А в условиях постоянного роста ставок, которые мы наблюдали весь прошлый год, актуальность инструментов, которые автоматически определяют сбалансированную стоимость услуг на популярных направлениях, повышается.
Поиск прибыльных маршрутовВозможность быстро анализировать рынок, улавливать тенденции и первым получать контракты по самым рентабельным маршрутам – то, что позволяет не только оптимизировать издержки, но и получать хорошую прибыль. Поэтому выиграют те компании, которые смогут автоматизировать сбор аналитики по рынку. Ведь это позволяет принимать решения быстро.
Заключение экспертаДиректор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси уверена, что потребность в цифровой трансформации бизнес-процессов диктуется временем.
Но часто так складывается, что главной сложностью в деле автоматизации и роботизации любой компании является именно внутреннее сопротивление самих работников. Не все рады тому, что придется перестраиваться на новый лад, менять привычный рабочий уклад, а возможно и вовсе попасть под сокращение, – отмечает специалист.
Татьяна Солдатенко подчеркивает, что сейчас как раз тот случай, когда острый дефицит кадров играет на руку цифровизации.
Автоматизации части задач скорее рады, даже если придется учиться работать по-другому. А подорожавшая рабочая сила дополнительно стимулирует вводить изменения и среди руководителей и владельцев компаний, – считает эксперт.
tochka.by